Решение по делу № 2-1086/2016 от 26.07.2016

    Дело №2-1086/16

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

        27 сентября 2016 г.                                                          с. Кабанск

    Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., с участием истца Черкашиной Н.П., представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности от 31.12.2015 г. Гобрусевич Д.Н., представителя ответчика ООО «КраМЗ – ТЕЛЕКОМ» Кобылкина Д.А., при секретаре Веретениной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкашиной Н.П. к ОАО «Читаэнергосбыт», ООО «КраМЗ – ТЕЛЕКОМ» о признании действий по установке общедомового прибора учета электроэнергии, по начислению общедомовых нужд на основании показаний общедомового прибора учета незаконными, запрете использования показаний общедомового прибора учета, перерасчете платы на общедомовые нужды,

    УСТАНОВИЛ:

    Истец Черкашина Н.П. обратилась в суд с иском к ОАО «Читаэнергосбыт», ООО «КраМЗ – ТЕЛЕКОМ» о признании действий по установке общедомового прибора учета электроэнергии, по начислению общедомовых нужд на основании показаний общедомового прибора учета незаконными, запрете использования показаний общедомового прибора учета. Свои требования мотивирует, что является собственником квартиры <адрес>. В доме ответчиком ООО «КраМЗ – ТЕЛЕКОМ» в отсутствие договора на установку ОДПУ с собственниками установлен общедомовой прибор учета электроэнергии (далее ОДПУ), по показаниям которого ОАО «Читаэнергосбыт» предъявило к оплате общедомовые нужды (далее ОДН) по состоянию на 30 июня 2016 г. в сумме 1815,33 руб. не заключался. В их доме 1967 г. постройки капительный ремонт не производился. На момент установки ОДПУ техническая возможность монтажа ОДПУ не проверялась, дом не обследовался. ОДПУ установлен ООО «КраМЗ – ТЕЛЕКОМ» самовольно и незаконно, фактически является его собственностью.

    Определением суда от 27 июля 2016 г. для участия в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «УК «Наш дом».

    В судебном заседании истец Черкашина Н.П. иск поддержала. Показала, что плата за ОДН больше чем индивидуальное потребление электроэнергии, хотя в доме нет подвалов, нет света в подъезде. Не обязана возмещать потери ответчиков. Была вынуждена заплатить за ОДН, так как иначе бы потеряли субсидию. Просила сделать перерасчет по нормативу с 01 июня 2014 г. по 30 июня 2016 г.

        Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Гобрусевич Д.Н. с иском не согласился. Показал, что ОДПУ был установлен в соответствии с действующим законодательством. По показаниям ОДПУ на основании Постановления Правительства РФ №354 были произведены начисления ОДН. Оснований для перерасчет не имеется. Из начислений следует, что летом они увеличиваются, поскольку жильцы включают водонагреватели, допускают хищение электроэнергии, безучетное потребление электроэнергии. С 01 июля 2016 г. ОДН начисляют по нормативу, все что превышает норматив не предъявляется.

        Представитель ответчика ООО «КраМЗ – ТЕЛЕКОМ» по доверенности Кобылкин Д.А. иск не признал. Показал, что ОДПУ был установлен с соблюдением закона. Об установке были извещены все представители. Обследование дома в их компетенцию не входит, так как их зона заканчивается на границе раздела – фасад дома. Управляющая компания уклоняется от своих обязанностей, не выявляет безучетное потребление электроэнергии жильцами. Часть квартир в доме отключены от центрального отопления. Летом, когда отключают горячую воду, жильцы включают водонагреватели, соответственно потребление электроэнергии по дому возрастает.

        Представитель третьего лица ООО «УК «Наш дом» не явился. Был извещен надлежаще. Просило рассмотреть дело в их отсутствие.

        Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ №261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 ФЗ №261 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой, в т.ч. электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в срок до 01 июля 2012 г.

Согласно ч.12 ст. 13 ФЗ №261, до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Судом установлено, что собственники помещений дома <адрес> свою обязанность по оснащению дома ОДПУ, а также его ввод в эксплуатацию в нарушение ст. 13 ФЗ №261 не выполнили.

Таким образом, данная обязанность возникла у сетевой организации ООО «КраМЗ –ТЕЛЕКОМ».

Согласно акту установки прибора учета от 20 ноября 2014 г. в доме <адрес>, ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» установлен прибор учета РИМ 489. 16 декабря 2014 г. ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» в присутствии представителя гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт» З., представителя ООО УК «Наш Дом» Н., ОДПУ допущен в эксплуатацию, что подтверждается актом от 16 декабря 2014 г. Допуск был произведен в месячный срок с даты его установки, установленный п. 152 Положения №442.

На основании п. 150 Положения №442 о дате и времени допуска прибора учета ответчик ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» извещал администрацию МО ГП «Каменское», уполномоченного представителя многоквартирного дома Е. согласно списка старших лиц по многоквартирным домам <адрес>, представленного ранее администрацией.

ОДПУ был установлен не по инициативе собственников, а в принудительном порядке сетевой организацией ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» в силу требований ФЗ №261. Следовательно согласие собственников в данном случае на его установку не требуется. Ссылка на Приказ Минэнерго РФ №149 от 07.04.2010 г. правильной, поскольку он распространяется на правоотношения, возникающие при установке прибора учета по инициативе собственников помещений. В рассматриваемом же случае прибор учета был установлен по императивному предписанию закона в связи с тем, что собственники по своей инициативе соответствующих действий не произвели.

Из иска следует, что многоквартирный дом истца 1967 г. постройки, капитальный ремонт не производился. Однако истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, что дом признан аварийным, ветхим, требует капитального ремонта.

В силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г.).

В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.

Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.

В соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.

Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления. Кроме того, добросовестные потребители по закону должны оплачивать только ту электроэнергию, которая действительно была использована на содержание общего имущества дома, и не обязаны возмещать убытки, причиненные ресурсоснабжающей организации в результате действий иных лиц.

Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.

Из показаний истца, представителей ответчиков ООО «КраМЗ –ТЕЛЕКОМ», ОАО «Читаэнергосбыт» следует, что жильцы дома допускают безучетное потребление электроэнергии. Как показал представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» с 01 июля 2016 г. ОДН, превышающие норматив не предъявляются. При таких обстоятельствах, требования истца о признании действий по установке общедомового прибора учета электроэнергии не могут быть удовлетворены, поскольку ОДПУ установлен законно. Требования истца по начислению общедомовых нужд на основании показаний общедомового прибора учета незаконными, запрете использования показаний общедомового прибора учета также не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на незаконности действий ответчика ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» по установке ОДПУ.

Вместе с тем, учитывая, что в период с 01 июня 2015 г. по 30 июня 2016 г. начисления ОДН превышали потребление по нормативу, что следует из финансово – лицевого счета истца, суд считает требования истца о перерасчете платы за ОДН по нормативу обоснованными. Начисления ОДН в период с 01 июня 2014 г. по 01 июня 2015 г. произведены по нормативу.

Согласно п. 17 раздела III Приложения 2 Правил, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Черкашиной Н.П. удовлетворить частично.

    Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Черкашиной Н.П. перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 за период с 01 июня 2015 г. по 30 июня 2016 г. включительно.

    В остальной части иск оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд РБ в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.

        Судья                                                                           Т.В. Баторова

2-1086/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черкашина Н.П.
Ответчики
ОАО " Читаэнергосбыт"
ООО "КраМЗ-Телеком"
Другие
ООО УК " Наш Дом"
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
kabansky.bur.sudrf.ru
26.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2016Передача материалов судье
27.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2016Подготовка дела (собеседование)
18.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2016Судебное заседание
26.09.2016Судебное заседание
27.09.2016Судебное заседание
05.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее