Дело №2-32/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Клетский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клетского районного суда Волгоградской области Кравцовой Г.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Коршуновой Т.И.
с участием истца Попова И.В.,
ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Клетском районе Волгоградской области (сокращённое название – УПФР в Клетском районе Волгоградской области) в лице представителя Деникин О.Н. – специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчёта и выплаты пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР в Клетском районе Волгоградской области по доверенности,
рассмотрев 23 января 2017 года в станице Клетской Волгоградской области в открытом судебном заседании дело по поступившему в суд ДД.ММ.ГГГГ исковому заявлению Попова И.В. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Клетском районе Волгоградской области об оспаривании решения комиссии УПФР в Клетском районе Волгоградской области об отказе в назначении досрочной пенсии, включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах и в командировках, назначении досрочной пенсии с даты обращения, выплате единовременной денежной выплаты,
установил:
Попова М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к УПФР в Клетском районе Волгоградской области об оспаривании решения комиссии УПФР в Клетском районе Волгоградской области об отказе в назначении досрочной пенсии, включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах и в командировках, назначении досрочной пенсии с даты обращения, осуществлении единовременной денежной выплаты, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР по месту жительства с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии как медицинскому работнику, имеющему стаж лечебной работы 25 лет, представив все необходимые документы, в чём ей решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано из-за отсутствия у неё необходимого стажа в 25 лет, поскольку в специальный стаж необоснованно не были зачтены спорные периоды работы.
В судебном заседании Попова М.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала полностью и пояснила, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает медицинским работником, осуществляет работу по охране здоровья граждан, поэтому считает, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как необоснованное невключение в специальный медицинский стаж периодов нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня, на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ 28 дней и с ДД.ММ.ГГГГ 27 дней, а всего 1 месяц 29 дней не должно этому препятствовать, хотя ей в этом отказано.
Представитель ответчика УПФР в Клетском районе Волгоградской области Деникин О.Н. с требованиями истца не согласен, так как считает, что Поповой М.В. обоснованно отказано в назначении льготной пенсии, поскольку при определении права на досрочную пенсию по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения специалисты УПФР руководствуются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ. Требуемый стаж для назначения Поповой М.В. льготной пенсии составляет 25 лет в сельской местности. У неё льготный специальный стаж работы указанной продолжительности отсутствует, поэтому ей отказано в назначении досрочной пенсии. При определении права на досрочную трудовую пенсию истцу не включены в льготный стаж указанные в иске спорные периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Если истцу будет назначена пенсия до ДД.ММ.ГГГГ, то ей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" автоматически будет выплачена единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности, относимости и допустимости, приходит к выводу о том, что с применением норм материального права, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется государством без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривал порядок сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В связи со вступлением в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N400-ФЗ.
Трудовые пенсии устанавливаются на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» N400-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает принятие Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 2 статьи 30 Закона), который в свою очередь является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. При этом закон предусматривает, что списки соответствующих работ (наименование должностей и учреждений), с учётом которых досрочно назначается пенсия, а также правила исчисления выслуги и назначения пенсии утверждается Правительством РФ. Указанные Списки и правила утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Попова М.В. лечебную деятельность по охране здоровья населения стала осуществлять с ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурной медицинской сестры В-Бузиновской участковой больницы.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в должности медицинской сестры кабинета ультразвуковой диагностики Клетской ЦРБ, при этом находилась в командировке с ДД.ММ.ГГГГ, на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ, в командировке с ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Попова М.В., полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку её специальный медицинский стаж составляет 25 лет, обратилась в УПФР в Клетском районе Волгоградской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ.
Решением УПФР в Клетском районе Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Поповой М.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого ей стажа 25 лет и установлено, что специальный стаж у неё составляет 24 года 10 месяцев 13 дней.
При подсчёте льготного стажа, дающего право на досрочную пенсию, Поповой М.В. не зачтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ 28 дней и с ДД.ММ.ГГГГ и в командировках с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что такое решение комиссии является незаконным по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 2 которых установлено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется – стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N516.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд считает, что периоды нахождения истца в командировках с 12 по ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ; на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж её работы, так как установил, что она в спорные периоды состояла в трудовых отношениях с учреждением здравоохранения, командировки предоставлялись ей работодателем, им же оплачивались, на время командировок сохранялось место работы и средняя заработная плата, с начисленных сумм производились налоговые отчисления, в том числе в Пенсионный фонд, по установленным законом тарифам, что подтверждается справкой работодателя (л.д. 19) и не оспаривается ответчиком.
В связи с изложенным, несостоятельны доводы УПФР в Клетском районе Волгоградской области о том, что периоды нахождения Поповой М.В. в служебной командировке и на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поэтому данные периоды надлежит засчитать.
На момент приема на работу Попова М.В. имела медицинское образование, что подтверждается копией диплома №, выданного Волжским медицинским училищем Волгоградского облздравотдела ДД.ММ.ГГГГ Попова И.В..
Суд соглашается с расчётом стажа, представленным и исследованном в судебном заседании, согласно которому в льготном периоде работы Поповой М.В. должны быть учтены указанные в решении УПФР в Клетском районе от ДД.ММ.ГГГГ периоды её работы.
В силу части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Как указано в преамбуле указанного Закона, последний призван обеспечивать стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся.
Заявление о назначении пенсии Поповой М.В. подано в УПФР в Клетском районе Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает, что на тот день у неё имелся 25-летний стаж лечебной деятельности, необходимый для назначения льготной пенсии, при условии включения в специальный стаж спорных периодов работы, поэтому в назначении пенсии ей отказано незаконно, поэтому у суда имеются основания для признания указанного решения УПФР в Клетском районе Волгоградской области незаконным в части невключения в специальный стаж спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ и в командировках с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, а всего 1 месяц 29 дней, с учётом чего ей должна быть назначена досрочная пенсия с момента обращения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Поповой М.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации с отрывом от производства основаны на положениях Конституции Российской Федерации, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию", пунктом 2 Порядка осуществления единовременной денежной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации единовременная денежная выплата осуществляется гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ получателями пенсий, выплата которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами).
Поскольку истец имеет право на назначение досрочной пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, то ей подлежит выплате единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию".
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому суд пришёл к выводу о возмещении в пользу истца с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, понесенных истцом при подаче искового заявления в суд.
На основании изложенного, статьи 19, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, подпункта 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», и руководствуясь статьями 98, 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░ 1 ░░░░░ 29 ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░ ░░.░░.░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ N385-░░ "░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░".
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░