АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-12811/2011
27 декабря 2011 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Чебоксары,
просп. Мира, дом 90, корп. 1) к индивидуальному предпринимателю Решетникову Игорю Анатольевичу (г. Чебоксары, ул. Шумилова, дом 37,
кв. 149) о привлечении к административной ответственности,
при участии: не участвовали, извещены надлежащим образом,
у с т а н о в и л:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Решетникова Игоря Анатольевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. По результатам проведенного административного расследования выявлено, что индивидуальным предпринимателем Решетниковым И.А. не организован учет и анализ дорожно-транспортных происшествий.
Так, 10.10.2011 было допущено ДТП, послужило основанием для проведения административного расследования, с участием автобуса с государственным регистрационным номером А 005 РХ 21 RUS. Однако, индивидуальным предпринимателем не оформлен раздел 1 Журнала учета ДТП. В акте служебного расследования от 10.10.2011 по данному ДТП не указаны все обстоятельства происшествия.
Кроме этого, индивидуальным предпринимателем не представлены сведения о стаже работы водителя Балянина С.Б. для проверки полноты проведения его стажировки на маршруте. Выявлено также то, что со стороны индивидуального предпринимателя отсутствует контроль за прохождением водителями послерейсового медосмотра.
У индивидуального предпринимателя Решетникова И.А. отсутствует журнал регистрации путевых листов, а в самих путевых листах отсутствуют обязательные реквизиты. Нарушается также режим труда и отдыха водителей Балянина С.Б. и Тюрина С.А. Не представлена документация по оборудованию автобуса системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Не обеспечиваются хранение, выдача и учет билетов, а также контроль за продажей билетов.
По указанным обстоятельствам 09.12.2011 должностным лицом УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора в отношении индивидуального предпринимателя Решетникова И.А. составлен протокол № 000314 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Представитель УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора заявлением от 27.12.2011 просила дело рассмотреть без своего участия, требования о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Решетникова И.А. поддержала в полном объеме.
Индивидуальный предприниматель Решетников И.А. в судебное заседание также не явился, отзыв не представил. Определение суда от 14.12.2011 отправленное почтой, вручено жене Решетникова И.А., что подтверждается подписью в почтовом уведомлении к заказному письму № 42800071800921.
В соответствии с частью 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданин считается извещенным надлежащим образом, если судебное извещение вручено ему лично или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с этим гражданином, под расписку на подлежащем возврату в арбитражный суд уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты и времени вручения, а также источника информации.
В этой связи, в порядке части 4 статьи 137, статей 123 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Решетников И.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.07.2002 и внесен Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304212731700183.
На осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 06.06.2011 Управлением индивидуальному предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011700 сроком действия до 06.06.2016.
По результатам проведенного административного расследования выявлено, что индивидуальным предпринимателем Решетниковым И.А. не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В связи с этим, 09.12.2011 с участием индивидуального предпринимателя составлен протокол № 000314 об административном правонарушении (см. л.д. 10-11), ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются, в том числе:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
На основании части 1 статьи 20 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
В нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем Решетниковым И.А. не оформлен раздел 1 Журнала учета дорожно-транспортных происшествий (см. л.д. 16).
В силу пункта 1.2 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49, целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.
При этом служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия (пункт 1.5 Положения).
Руководитель организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов (пункт 2.9 Положения). По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования (пункт 5.1 Положения).
При этом в акте служебного расследования указываются все обстоятельства ДТП. В нарушение указанных положений в акте служебного расследования от 10.10.2011 (см. л.д. 17) не указаны принадлежность транспортного средства, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия, не указано кто и в какое время выпустил автобус в рейс, проходил ли водитель предрейсовый медосмотр, соблюдался ли скоростной режим, сведения о дорожных условиях и о водителе, разрешающие отметки, на каком часу работы произошло ДТП.
В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что организация стажировки водителей и организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
В разделе 8 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.
Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество маршрутов, на которых одновременно может стажироваться водитель, составляет не более трех в зависимости от категории водителя и типа маршрута.
После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя
(пункт 3.2.4).
Индивидуальным предпринимателем Решетниковым И.А. не представлены сведения о стаже работы водителем Балянина С.Б. для проверки полноты проведения его стажировки на маршруте № 52 г. Чебоксары Чувашской Республики.
Пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.1994 № 554), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.
В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Согласно пункту 2.3.2 указанного Положения в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
В нарушение вышеуказанного индивидуальным предпринимателем не обеспечивается прохождение водителями послерейсового медицинского осмотра, поскольку в путевых листах от 01.10.2011 № 0190 (см. л.д. 23), от 02.10.2011 № 0191 (см. л.д. 23), от 06.10.2011 № 0195 (см. л.д. 24), от 07.10.2011 № 0196 (см. л.д. 24), от 10.10.2011 № 0199 (см. л.д. 24), от 11.10.2011 № 0200 (см. л.д. 24) отсутствуют соответствующие отметки. Данные отметки в силу подпункта 2 пункта 7 и пункта 16 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 являются обязательными для заполнения.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 № 12414) установлено, что путевой лист должен содержать: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе (пункт 3).
При этом сведения о транспортном средстве включают: государственный регистрационный знак автобуса; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
В нарушение данных норм в путевых листах от 01.10.2011 № 0190, от 02.10.2011 № 0191, от 06.10.2011 № 0195, от 07.10.2011 № 0196, от 10.10.2011 № 0199, от 11.10.2011 № 0200 отсутствуют отметки о проведении послерейсового медосвидетельствования с указанием фамилии, имени и отчества медика, и заверенные печатью и подписью специалиста.
Кроме этого, в нарушение пункта 17 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 индивидуальным предпринимателем Решетниковым И.А. не ведется журнал регистрации путевых листов, поскольку представлен журнал ИП Сергеевой С.В. (см. л.д. 25).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, среди прочего, относится соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Согласно пунктам 9-11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 № 6094), при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, однако работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Пункт 25 указанного Положения устанавливает, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Решетниковым И.А. не обеспечивается соблюдение водителями режима труда и отдыха, поскольку 01.10.2011 по путевому листу № 0190 водитель Балянин С.Б. отработал 12,3 час., 02.10.2011 по путевому листу № 0191 отработал 14,5 час., 07.10.2011 по путевому листу № 0196 отработал 13,6 час., 10.10.2011 по путевому листу № 0199 отработал 14,9 час., 11.10.2011 по путевому листу № 0200 отработал 14 час., 06.10.2011 по путевому листу № 0195 водитель Тюрин С.А. отработал 13,5 час.
При этом междусменный отдых водителя Балянина С.Б. c10.10.2011 на 11.10.2011 по путевым листам № 0199 и № 0200 составил 08,6 час.
В соответствии с пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», а также пунктом 1 Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.2010 № 55 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2010 № 16936), автобус индивидуального предпринимателя Решетникова И.А. с государственным регистрационным номером А 005 РХ 21 RUS должен быть оснащен системой Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS). Однако документы об оснащении указанного автобуса системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS индивидуальным предпринимателем
Решетниковым И.А. не представлены.
В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).
Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.
Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.
Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.
Данные нормы индивидуальным предпринимателем также не соблюдаются, поскольку у него отсутствует документация по организации хранения, выдачи и учета билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, не производится снятие показаний номеров и серий билетов на контрольных пунктах маршрута.
На основании вышеизложенного следует признать, что индивидуальный предприниматель Решетников И.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Суд расценивает несоблюдение индивидуальным предпринимателем Решетниковым И.А. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Решетникова И.А. к административной ответственности и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Решетникова И.А. к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 – 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Решетникова Игоря Анатольевича, 23.10.1974 года рождения, уроженца г. Чебоксары Чувашской АССР, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304212731700183, ИНН – 212804209230, проживающего в г. Чебоксары,
ул. Шумилова, дом 37, кв. 149, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040040000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Индивидуальному предпринимателю Калашникову С.Ю. представить в суд доказательства добровольной уплаты штрафа.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики–Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Т. Михайлов