Решение по делу № 33-813/2014 от 10.01.2014

Судья - Волкова Л.В. Дело №33-813

город Пермь

29 января 2014 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Судневой В.Н. судей Степанова П.В., Кустовой И.Ю. при секретаре Окуловой Т.Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об оспаривании бездействия, связанного с непринятием мер по обеспечению безопасности граждан и безопасности движения на станции Чайковская, Нытвенского района Пермского края

по апелляционному представлению Пермского транспортного прокурора на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 20 ноября 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения прокурора Пермской транспортной прокуратуры, поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шмыриной Т.К., возражавшей против доводов апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

установила:

Пермский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к открытому акционерному обществ «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), просил (с учетом изменения предмета иска) признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности граждан и безопасности движения на станции Чайковская, Нытвенского района Пермского края, обязать ответчика комиссионно определить место перехода через железнодорожные пути на данной станции, исходя из обеспечения безопасности граждан в её пределах и оборудовать его переходом в разном уровне, относительно железнодорожных путей в течении 12 месяце со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска сослался на то, что Пермской транспортной прокуратурой в связи с обращением гражданина по факту отсутствия безопасно пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Чайковская, Нытвенского района Пермского края, в ходе которой установлено отсутствие на указанной железнодорожной станции пешеходного перехода, соответствующего установленным требованиям законодательства.

Решением Нытвенского районного суда Пермского края от 20 ноября 2013 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене указанного решения суда по мотивам того, что оно является незаконным и необоснованным, указывая на нарушение норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", Правилами нахождения граждан и размещение объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2007 года N 18, техническими требованиями и нормами и, проанализировав упомянутые положения законодательства и подзаконных актов, пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора к ОАО«РЖД» являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 указанного Закона, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Правила нахождения граждан и размещение объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2007 года N 18. В соответствии с п. 6 указанных Правил проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого зонах.

Из содержания "СП 119.13330.2012. Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 276, введен в действие с 1 января 2013 года) следует, что на новых линиях в местах организованного пешеходного перехода через железнодорожные пути должно быть предусмотрено устройство пешеходных тоннелей или мостов.

На новых железных дорогах всех категорий и подъездных путях с организованным пассажирским движением, на станциях и остановочных пунктах, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждается железнодорожными путями, следует предусматривать переходы в разных уровнях.

Судебная коллегия полагает, что отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд правомерно исходил из того, что согласно разделу 1 "СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520 мм" (утв. Постановлением Минстроя РФ от 18.10.1995 N 18-94) данные нормы и правила распространяются на проектирование, строительство и эксплуатацию новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных путей и усиление (реконструкцию) существующих линий общего пользования колеи 1520 мм, поэтому правомерен вывод суда о невозможности применения указанных строительных норм и правил в данном деле в отношении существующей станции.

В отношении существующих станций "СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520 мм" предусматривает, что в отдельных случаях при сохранении переходов в одном уровне с верхом головок рельсов они должны ограждаться и оборудоваться сигнализацией автоматического действия и световыми указателями.

Подобную оговорку в отношении существующих станций имеют и "ВСН 56-78. Ведомственные строительные нормы. Инструкция по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР" (утв. Минтрансстроем СССР от 28.01.1978 и МПС СССР от 10.02.1978).

Действующие в настоящее Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденные приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286, также предусматривают возможность сохранения на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями, при условии их оборудования пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости - автоматической сигнализацией.

С 01.01.2010 года распоряжением ОАО "РЖД" от 23.12.2009 года N 2655-р введены в действие Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути.

Согласно п.2 р.1 указанных Требований назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан (группы граждан) через железнодорожные пути в одном уровне рельсами. Из смысла п.З названных Требований допустимо устройство пешеходных переходов в одном уровне с верхом головок рельсов в местах интенсивных пешеходных потоков, если отсутствуют пешеходные переходы в разных уровнях между железнодорожными путями (мосты, тоннели).

.Пешеходные переходы как технический комплекс являются неотъемлемой частью инженерного оснащения инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающим в себя инженерные сооружения и информационные системы.

Инженерные сооружения включают в себя настилы и лестницы, ограждения, осветительные установки и другие элементы для обеспечения удобных и безопасных условий пересечения пешеходами железнодорожных путей в одном уровне с верхом головки рельсов.

Из материалов дела следует, что станция Чайковская, Нытвенского района Пермского края оборудована пешеходным переходом через железнодорожные пути, представляющим собой специально оборудованное место, пересекающее железнодорожные пути и предназначенное для прохода пассажиров, в одном уровне с верхом головок рельсов.

Доказательств того, что место размещения этого пешеходного перехода определено без учета сложившихся пешеходных потоков населения, не имеется.

Сведения о том, что в месте организованного пешеходного движения через железнодорожные пути на территории станции Чайковская, Нытвенского района Пермского края, не предусмотрены устройства, обеспечивающие безопасность пешеходного перехода, либо имеющийся пешеходный переход не соответствует требованиям безопасности, в материалах дела отсутствуют, прокурором соответствующих требований не заявлялось.

С учетом всего вышеизложенного оснований для возложения на ОАО «РЖД» обязанности по комиссионному определению места перехода через железнодорожные пути и оборудования его пешеходным переходом в разном уровне между железнодорожными путями (мостом, тоннелем) нет.

Также Судебная коллегия обращает внимание, что Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённые Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, Ведомственные строительные нормы и нормы ГОСТа, на которые ссылается прокурор предусматривают, что переходы в разных уровнях следует предусматривать на пассажирских станциях, а также на других станциях и остановочных пассажирских пунктах с большой посадкой и высадкой пассажиров, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждают железнодорожные пути с большими размерами движения, то есть пешеходные тоннели или мосты предусматриваются в необходимых случаях для прохода пассажиров на пассажирские платформы, а не в ситуации, когда населенный пункт разделен железнодорожными путями на две части, как указывает прокурор.

В условиях, которые описывает прокурор, требование о возложение обязанности по устройству пешеходного моста исключительно на ОАО «РЖД», не основано на законе и фактических обстоятельствах дела.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционном представлении жалобе, не имеется.

Апелляционное представление не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

определила:

Решение Нытвенского районного суда Пермского края от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление Пермского транспортного прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-813/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2014Судебное заседание
03.02.2014Дело сдано в канцелярию
05.02.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее