Дело № 2-214/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2014 года с.Бижбуляк
Бижбулякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галеева М.М., при секретаре Ахмадуллиной Г.С., с участием прокурора <адрес> РБ Данилова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> РБ к Обществу с ограниченной ответственностью «Зарина» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с иском к ООО «Зарина» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды
Проверкой установлено, что в результате деятельности магазина «Зарина» ООО «Зарина» образуются несортированный мусор от бытовых помещений организации, отходы (мусор) от уборки территории и помещений, электрические лампы накаливания отработанные, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отоплении помещения магазина газовым котлом.
Однако на момент проверки ответчиком в установленные сроки не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года.
Прокурор просит обязать ответчика устранить нарушения ФЗ об охране окружающей среды, а именно внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года.
На судебном заседании прокурор иск поддержал.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на с\з не явился, от него поступило письменное заявление о рассмотрении дела без его участия.
Суд, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В статье 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качеств окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 05.04.2007 № 204. Плательщик заполняет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
В соответствии с п.п. 15 п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 (ред. от 17.12.2010) "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", источником доходов, закрепляемых за Росприроднадзором, является также и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающих негативное воздействие. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме. Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545«Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и от 24.11.2005 № 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и (или) передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-0).
Постановлением Правительства РФ № 401 от 30.07.2004 нормативное регулирование по вопросам взимания платы возложено также на вышеуказанную Федеральную службу.
Приказом ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» определено, что сроки внесения платежей установлены до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О: платеж за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом, однако это обязательный публично-правовой платеж, который носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер. Таким образом, суд указал на наличие признака присущего только платежу за загрязнение окружающей среды, а именно, его компенсационный характер, согласно которому денежные средства, поступающие в счет этой платы в доход бюджета, направляются на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей природной среды.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Рассматриваемый вопрос не касается экономических, производственных отношений. Игнорирование требований природоохранного и санитарного законодательства нарушает права людей на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из земельных и экологических правоотношений.
Факт невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком за 1 квартал 2014 года подтверждается Актом проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды от 15.05.2014 года, проведенной прокуратурой района (л.д.5).
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ суд возмещает государству судебные расходы за счет ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, исходя из его статуса по ставке государственной пошлины для неимущественных споров(л.д.6-8).
Согласно изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Зарина» устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды - внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014года в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Взыскать с ООО «Зарина» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Бижбулякский райсуд.
Судья М.М.Галеев