дело № 2-10038/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2018 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи А.Ф. Гильмутдиновой
при секретаре судебного заседания Л.Н. Ивановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камашевой ФИО9 к Ахмадеевой ФИО10, Гатауллину ФИО11, исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании реестровой ошибки, установлении смежной границы,
установил:
Р.А. Камашева обратилась в суд с иском к С.Ш. Гатауллиной об исправлении реестровой ошибки.
В обоснование заявленных требований указано, что Р.А. Камашева является собственником земельного участка с кадастровыми номерами <номер изъят> и арендатором смежного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенных по адресу: <адрес изъят> На участках с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>, находится жилой дом, площадью 82.9 кв.м, право собственности зарегистрировано в ЕГРН 25 мая 2009 года, запись <номер изъят>.
Право собственности на участок <номер изъят> зарегистрировано в ЕГРН, на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № <номер изъят>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 мая 2009 года сделана запись регистрации <номер изъят>.
Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> числится за P.M. Камашевой на основании договора аренды, заключенного сроком с 1 июня 2017 года по 27 августа 2042 год, номер государственной регистрации <номер изъят>
P.M. Камашева обратились в ООО «КЦ Земля и недвижимость» для уточнения границ ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>.
В ходе кадастровых работ в отношении вышеуказанных участков, было выявлено, что координаты поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> по их фактическому расположению отличаются от характеристики границ земельных участков, содержащихся в ЕГРН. Следовательно, имеется реестровая ошибка в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>. Кроме того кадастровым инженером выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> с границами смежного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, имеющего уточненные границы и площадь. Таким образом, координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по их фактическому расположению отличаются от характеристик границы земельного участка, содержащихся в ЕГРН. Следовательно, имеется реестровая ошибка в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>.
В заключении к межевому плану кадастровый инженер Н.Г. Кутдусова, делая вывод о наличии реестровой ошибки в отношении местоположения границ вышеуказанных земельных участков указывает, что документы, подтверждающие существование границ участков <номер изъят> и <номер изъят> на местности 15 и более лет являются материалы инвентаризации №24-0/53972 от 8 июля 2010 года и № 24-0/53992 от 8 июля 2010 года, также инженером указано, что в данный межевой план не включен раздел «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» в отношении участка <номер изъят>, так как при геодезических замерах заказчиком кадастровых работ показаны границы участка <номер изъят>, которые на местности закреплены забором из рабицы, а также установлены железные колья, которые, со слов заказчика кадастровых работ Р.А. Камашевой, принадлежат смежному землепользователю. Таким образом между забором заказчика и железными столбами имеется участок неразграниченной муниципальной земли, ввиду чего вышеуказанный раздел не составлялся.
На основании вышеизложенного, истец просит признать реестровой ошибкой сведения, в отношении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>, а также сведения в отношении местоположения границ земельного участка <номер изъят>. Исправить реестровую ошибку в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> с учетом координат характерных точек, содержащихся в Межевом плане от 5 апреля 2018 года, подготовленным кадастровым инженером Н.Г. Кутдусовой. Аннулировать из базы данных Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ (графическую информацию) земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного по адресу: <адрес изъят>.
В ходе рассмотрения дела в суде стало известно, что ответчик С.Ш. Гатауллина <дата изъята> года умерла. Протокольным определением к участию в деле в качестве соответчика были привлечены исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, а также наследники С.Ш. Гатауллиной - Г.Р. Ахмадеева и М.Р. Гатауллин.
Истец неоднократно свои требования уточнял, в окончательном виде просил суд признать реестровой ошибкой сведения, в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, а также сведения в отношении местоположения границ земельного <номер изъят>.
Установить смежную границу между земельными участками с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> с учетом координат характерных точек, содержащихся в межевом плане от 5 апреля 2018 года, подготовленным кадастровым инженером Н.Г. Кутдусовой, откорректировав по этим координатам границу участка с кадастровым номером <номер изъят>.
Истец в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своего представителя Н.А. Картовец, которая иск в уточненном виде поддержала, на рассмотрение дела в порядке заочного производства не возражала.
Ответчики - Г.Р. Ахмадеева и М.Р. Гатауллин, а также представитель исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, не сообщив при этом об уважительных причинах своей неявки, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Татарстан своих представителе в судебное заседание не направили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности на момент проведения истцом кадастровых работ регулировались Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из положений статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
В соответствии с частью 9 статьи 38 этого же Федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Исходя из смысла и содержания приведенных норм материального права, регулирующих вопросы кадастрового учета объектов недвижимости, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристики земельного участка.
Как следует из совокупности положений, предусмотренных частями 3, 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них, по решению суда. При этом данный Федеральный закон различает два вида ошибок в сведениях: технические и кадастровые. Техническими признаются ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенные органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшие к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; а те ошибки, что были воспроизведены в государственном кадастре недвижимости на основе документов, признаются кадастровыми. Оба вида ошибок подлежат исправлению, но в разном порядке.
Кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
По смыслу вышеприведенных норм, спор, связанный с исправлением кадастровой ошибки, подлежит разрешению с участием непосредственных правообладателей земельных участков и ее исправление, влекущее изменения в сведениях о местоположении границ земельных участков и их площади, ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости, возможно только с участием собственников объектов недвижимости в заявительном порядке.
С 1 января 2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 3 статьи 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Из материалов дела усматривается, что Р.А. Камашева является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и арендатором смежного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенных по адресу: <адрес изъят>. На участках с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> находится принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, площадью 82.9 кв.м. Право собственности на данные объекты недвижимости в установленном законом порядке за истцом зарегистрировано.
Право собственности на участок <номер изъят> у истца возникло на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № <номер изъят>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 мая 2009 года сделана запись регистрации <номер изъят>
Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> числится за P.M. Камашевой на основании договора аренды, заключенного сроком с 1 июня 2017 года по 27 августа 2042 год, номер государственной регистрации <номер изъят>
P.M. Камашева обратились в ООО «КЦ Земля и недвижимость» для уточнения границ ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>.
Из заключения кадастрового Н.Г. Кутдусовой следует, что координаты поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> по их фактическому расположению отличаются от характеристики границ земельных участков, содержащихся в ЕГРН. Следовательно, имеется реестровая ошибка в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>. Кроме того имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> с границами смежного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, имеющего уточненные границы и площадь. Таким образом, координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по их фактическому расположению отличаются от характеристик границы земельного участка, содержащихся в ЕГРН. Следовательно, имеется реестровая ошибка в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>
Судом установлено, что в настоящее время спора относительно местоположения смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> не имеется.
Так, правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №<номер изъят> являлась С.Ш. Гатауллина (в настоящее время являются ее наследники Г.Р. Ахмадеева и М.Р. Гатауллин). Данный участок имеет уточненные границы, поставлен на кадастровый учет 19 ноября 2001 года, сведения об его границах внесены на основании межевого дела № 1061, подготовленного КУП «Казземпроект».
В судебном заседании представитель истца пояснил, что участки <номер изъят> и <номер изъят> на местности фактически не являются смежными, между ними имеется небольшой промежуток не разграниченной муниципальной собственности.
Между тем согласно первичным правоустанавливающим документам на земельные участки с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>, указанные участки являются смежными. В частности в чертеже границ земельных участков, в описании смежеств, отраженных в государственных актах, они значатся как смежные. Согласно материалам инвентаризации, указанные земельные участки также являются смежными.
Поскольку истцом граница земельного участка никогда не менялась, в настоящее время координаты поворотных точек земельного участка истца, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют фактическому местоположению на местности, на местности пересечений границ земельных участков не выявлено, суд приходит к выводу, что при проведении межевания и определении координат поворотных точек смежной границы между участками <номер изъят> и <номер изъят> допущена реестровая ошибка, и смежная граница смещена по координатам относительно фактических своих границ.
На основании сведений, содержащихся в заключении кадастрового инженера, отсутствия возражений со стороны ответчиков, суд считает доказанным наличие реестровой ошибки в отношении смежной границы между участками <номер изъят> и <номер изъят>, и необходимости ее исправления.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Камашевой ФИО12 к Ахмадеевой ФИО13, Гатауллину ФИО14, исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании реестровой ошибки, установлении смежной границы, удовлетворить.
Признать в сведениях государственного реестра недвижимости реестровую ошибку в отношении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>.
Исправить реестровую ошибку в сведениях государственного реестра недвижимости в отношении в отношении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят>, путем установления смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами <номер изъят> и <номер изъят> по координатам характерных точек, содержащихся в межевом плане от 5 апреля 2018 года, подготовленным кадастровым инженером Н.Г. Кутдусовой, который является неотъемлемой частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Советского
районного суда города Казани /подпись/ А.Ф. Гильмутдинова
Копия верна.
Судья А.Ф. Гильмутдинова
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2018 года.
Судья А.Ф. Гильмутдинова