Решение по делу № 2а-1123/2019 ~ М-5685/2018 от 28.12.2018

Дело № 2а-1123/2019            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2019 г.                          г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Герасимовой А. В.,

с участием административного истца Степанова Д. Ю., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Чебоксары УФССП России по ЧР Цветковой Н. Г., представителя административного ответчика УФССП РФ по ЧР Афанасьевой И. Л., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степанова Дмитрия Юрьевича к УФССП России по Чувашской Республике, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Цветковой Наталье Григорьевне о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 23 октября 2017 года, признании незаконными и необоснованными действия по возбуждению исполнительного производства № ----- от 12 декабря 2017 года,

установил:

Степанов Д. Ю. обратился в суд с административным иском к УФССП России по Чувашской Республике, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Цветковой Н. Г. о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 23 октября 2017 года, признании незаконными и необоснованными действия по возбуждению исполнительного производства № ----- от 12 декабря 2017 года. В обоснование требований указал, что на исполнении судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство № ----- о взыскании кредитной задолженности с должника Степанова Д. Ю. в сумме ------ в пользу взыскателя ------. Впоследствии кредиторская задолженность была погашена, взыскатель отозвал исполнительный лист и исполнительное производство в отношении Степанова Д.Ю. окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление об окончании исполнительного производства не было направлено в адрес должника и не получено им, в связи с чем нарушены его права. При этом в отношении него возбуждено еще одно исполнительное производство № ----- от 12 декабря 2017 года о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от взысканной суммы по решению суда в размере ------ Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ------ от 23 октября 2017 года № ----- и действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства № ----- от 12 декабря 2017 года считает незаконными, т.к. исполнительный лист был отозван взыскателем. После отзыва исполнительного листа взыскателем выносится постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Соответственно, исполнительное производство не может возбуждаться и продолжаться после вынесения постановления об окончании, исполнительный лист отозван взыскателем и не может быть предъявлен повторно. Поскольку нет возбужденного исполнительного производства, санкция в виде исполнительского сбора незаконна, исполнительский сбор не может быть взыскан после прекращения и окончания исполнительного производства.

В судебном заседании административный истец Степанов Д. Ю. поддержал иск в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям. Представил копию договора уступки прав (требований) от 18 сентября 2017 года, заключенного между ------ (цедентом) и ФИО1 (цессионарием), согласно которому права (требования) цедента к заемщику Степанову Д. Ю. по кредитному договору согласно Приложению № ----- к Договору переходят к цессионарию. Приложение № ----- к указанному договору не представлено.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Цветкова Н. Г., представитель административного соответчика УФССП России по Чувашской Республике Афанасьева И. Л. заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск, в удовлетворении иска просили отказать, указав в дополнение, что замена взыскателя в рамках исполнительного производства с ------) на ФИО3 не производилась и на исполнении о взыскании задолженности по исполнительному документу с Степанова Д. Ю. в пользу ФИО4 не находится.

Заинтересованное лицо начальник Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приняв на обозрение материалы исполнительных производств, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) является наличие совокупности двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Порядок принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем судебных актов урегулирован Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, ст. 12, ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на исполнении у судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Цветковой Н. Г. находилось исполнительное производство № -----, возбужденное 21 февраля 2017 года на основании исполнительного листа ----- от 07 февраля 2017 года, выданного Московским районным судом г.Чебоксары, о взыскании задолженности в размере ------ в отношении должника Степанова Д. Ю. в пользу взыскателя ------).

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 6 ст. 30 указанного Закона).

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 ст.30 Закона №299-ФЗ).

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с нормативными положениями ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

П. 2 и п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства от 21 февраля 2017 года должнику Степанову Д. Ю. установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения им копии настоящего постановления; должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя.

Материалами дела подтверждается, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства № ----- от 21 февраля 2017 года направлена по адресу должника Степанова Д. Ю. 27 февраля 2017 года и получена адресатом 18 марта 2017 года, что находит подтверждение списком внутренних почтовых отправлений ----- от 27 февраля 2017 года Ленинского РОСП г. Чебоксары и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.

В силу ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ).

Согласно ч. ч. 1, 2 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с ч. 3 ст.112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В связи с тем, что должником требования исполнительного документа не были исполнены в указанный выше срок (в течение 5 дней с момента получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства в отсутствие доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств), 23 октября 2017 года судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Чебоксары вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме ------ (7% от подлежащей взысканию суммы), как за неисполнение исполнительного документа имущественного характера с должника - физического лица, признавая причину неисполнения исполнительного документа неуважительной, что соответствует изложенным выше нормам Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено: 1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона; 2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; 3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа; 4) по судебным актам по обеспечительным мерам; 5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ; 7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, т.е. во всех иных случаях исполнительский сбор начисляется.

Исполнительное производство № ----- от 21 февраля 2017 года в отношении Степанова Д. Ю. в пользу ------) окончено 05 декабря 2017 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ, то есть в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и в соответствии с ч. 2 ст. 47 указанного Федерального закона подлинник исполнительного документа приобщен к материалам исполнительного производства, то есть оставлен в оконченном исполнительном производстве.

Основанием для выводов об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, послужила представленная 04 декабря 2017 года судебному приставу-исполнителю должником справка ВТБ 24 (ПАО), согласно которой задолженность Степанова Д. Ю. перед Банком на 29 сентября 2017 года отсутствует.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам (часть 7 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ).

С учетом изложенной нормы постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Чебоксары от 12 декабря 2017 года возбуждено исполнительное производство № ----- о взыскании исполнительского сбора в размере ------ в отношении Степанова Д.Ю. в пользу УФССП по ЧР – Чувашии.

На основании ч. 16 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Постановление от 05 декабря 2017 года об окончании исполнительного производства № ----- от 21 февраля 2017 года направлено в адрес должника 06 декабря 2017 года согласно реестру отправки исходящей корреспонденции Ленинского РОСП г.Чебоксары. Постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Чебоксары от 12 декабря 2017 года о возбуждении исполнительного производства № ----- о взыскании исполнительского сбора направлено в адрес должника 12 декабря 2017 года, что также подтверждается представленным суду реестром отправки исходящей корреспонденции Ленинского РОСП г. Чебоксары.

Таким образом, факт неисполнения постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный для исполнения 5-дневный срок с момента получения им копии постановления, подтверждается материалами дела. Как подтверждает административный истец, лишь в сентябре 2017 года он исполнил свои обязательства перед взыскателем, а сведениями о фактическом исполнении требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель стал располагать только 04 декабря 2017 года. Должником не были представлены судебному приставу-исполнителю доказательства невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Доводы о неисполнении административным ответчиком обязанности по направлению постановления об окончании исполнительного производства в адрес должника опровергаются материалами дела.

При установленных судом обстоятельствах по делу действия и решения судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 23 октября 2017 года, по возбуждению исполнительного производства № ----- от 12 декабря 2017 года признаются правомерными, законными и обоснованными, соответствующими изложенным выше положениям ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебный пристав-исполнитель действовал в рамках предоставленных ему полномочий. Оснований не взыскивать исполнительский сбор по исполнительному производству у судебного пристава-исполнителя не имелось. Доказательств отсутствия вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы не имеется. Сам факт погашения задолженности в сентябре 2017 года и получение указанных сведений судебным приставом-исполнителем в декабре 2017 года о незаконности оспариваемых действий и решений судебного пристава-исполнителя не свидетельствует.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», а также следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Виновное неисполнение должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, стало условием взыскания исполнительского сбора.

Доводы административного истца о незаконности указанного постановления в связи с тем, что был заключен договор цессии между Банком ВТБ 24 и ФИО2, и незаконности возбуждения исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора после окончания исполнительного производства основаны на неверном толковании изложенных выше норм права.

Договор уступки прав (требования) от 18 сентября 2017 года не свидетельствует о погашении должником задолженности в установленный для добровольного исполнения срок. Более того, замена стороны взыскателя в рамках исполнительного производства не осуществлялась, сведений о вынесении судом определения о замене стороны взыскателя в материалах дела не имеется и, как указывают обе стороны, такими данными они не располагают.

В связи с изложенным, правовых оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.

Обстоятельства, в том числе существенные обстоятельства, которые бы свидетельствовали о необходимости уменьшения размера исполнительского сбора, освобождения должника от его взыскания, судом не установлены, материалы административного дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии таких обстоятельств, такие доказательства не представлены и административным истцом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Степанова Дмитрия Юрьевича к УФССП России по Чувашской Республике, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике Цветковой Наталье Григорьевне о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 23 октября 2017 года, признании незаконными и необоснованными действия по возбуждению исполнительного производства № ----- от 12 декабря 2017 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.Н. Сидорова

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2019 года.

2а-1123/2019 ~ М-5685/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанов Д.Ю.
Ответчики
УФССП России по Чувашской Республике
судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП УФССП России по Чувашской Республике Цветкова Наталья Григорьевна
Другие
Начальник Ленинского РОСП г.Чебоксары УФССП России по ЧР Герасимов Сергей Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Сидорова Ирина Николаевна
28.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.02.2019[Адм.] Судебное заседание
08.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее