Дело № 2а-198/2018
Решение
Именем Российской Федерации
24 октября 2018 года город Барнаул
Барнаульский гарнизонный военный суд
в составе председательствующего судьи Кочина А.Б., при секретаре судебного заседания Кижапкиной Ю.В., с участием административного истца Мараховки Д.В., его представителя Керимова С.Ф., представителя административных ответчиков Боброва А.В., а также представителей заинтересованного лица Боброва А.В. и Коршуновой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному иску военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части 0002 подполковника Мараховки Д.В. об оспаривании действий командира войсковой части 0001 связанных с отказом в заключении договора социального найма,
установил:
Подполковник Мараховка проходит военную службу по контракту в войсковой части 0002.
Решением жилищной комиссии указанной воинской части Мараховке распределено жилое помещение для постоянного проживания, расположенное в
г. Москве на состав семьи один человек с учетом оплаты им за счет собственных средств излишне выделенных метров, пользование которым было закреплено соответствующим договором.
После заключения брака с М2. (до заключения брака фамилия Кр.), последняя была включена в состав семьи Мараховки и они признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания.
В своем письме от 8 августа 2018 года командир войсковой части 0001 предлагает командиру войсковой части 0002 на заседании жилищной комиссии пересмотреть вопрос о признании Мараховки нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 2 человека.
Полагая, что вышеназванное решение являются незаконными, Мараховка обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение командира войсковой части 0001, связанное с отказом в заключении договора социального найма, возложить на указанное должностное лицо обязанность заключить соответствующий договор с включением в данный договор супруги административного истца, а также взыскать расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу в суд административного иска в размере 300 рублей и услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В судебном заседании административный истец и его представитель на удовлетворении требований настаивали.
Представитель административного ответчика просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, а также изучив материалы дела и представленные документы, суд находит, что рассматриваемые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из выписки из протокола № 3 заседания жилищной комиссии войсковой части 0002 от 26 февраля 2016 года Мараховке для постоянного проживания, на состав семьи один человек, представлена однокомнатная квартира, общей площадью 43,4 кв.м., расположенная по адресу: г. Москва, <адрес>.
Согласно договору от 9 марта 2016 года № 5 Мараховке в пользование с дальнейшем оформлением в оперативное управление предоставлена квартира № 235 по адресу: г. Москва <адрес>. Срок действия данного договора до 31 декабря 2016 года, а по акту приема-передачи и технического состояния помещения от 9 марта 2016 года Мараховка принял помещение по указанному адресу.
В соответствии со свидетельством от 17 декабря 2016 года II-ТО № 507560 административный истец вступил в брак с Кр.
Как следует из выписки из протокола № 1 заседания жилищной комиссии войсковой части 0002 от 26 января 2017 года Мараховка был признан нуждающимся в предоставлении (специализированного) служебного жилого помещения на время прохождения военной службы с составом семьи 2 человека.
Согласно письму от 20 марта 2017 года административный истец обратился к командиру войсковой части 0001 с просьбой заключить с ним договор социального найма на вышеуказанное жилое помещение.
В соответствии с письмом командира войсковой части 0001 Мараховке разъяснено, что для заключения договора социального найма и включении в него супруги, административному истцу необходимо обратиться в войсковую часть 0002 для пересмотра вопроса о распределении ему жилого помещения для постоянного проживания по вышеуказанному адресу.
Как усматривается из письма Мараховки от 28 июня 2017 года он просит командира войсковой части 0002 пересмотреть вопрос о снятии его с учета военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и вопрос о распределении ему вышеуказанного жилого помещения, с учетом его супруги.
Как следует из выписки из протокола № 8 заседания жилищной комиссии войсковой части 0002 от 28 июля 2017 года основания для повторного признания Мараховки нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания отсутствуют, в связи с тем, что он обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по вышеуказанному адресу.
В соответствии с выпиской из протокола № 13 заседания жилищной комиссии войсковой части 0002 от 28 декабря 2017 года Мараховка признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания с составом семьи 2 человека, на основании чего ему предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, <адрес>.
По мнению командира войсковой части 0001, изложенному в письме от
8 августа 2018 года № 925/22-3724, жилищной комиссией войсковой части 0002 неправомерно принято решение о признании Мараховки нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 2 человека, поскольку вышеуказанное жилое помещение было распределено Мараховке с учетом оплаты за счет собственных средств излишне выделенных ему метров жилья (7,4 кв. м.), с последующим снятием с жилищного учета. На основании этого жилищной комиссии предложено пересмотреть вопрос о признании Мараховки нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 2 человека.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из п. 3 ст. 15.1 Закона с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Как установлено п.п. 10, 12, 16 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 19 ноября 2014 года № 1046, решение жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма оформляется в виде протокола заседания жилищной комиссии, утверждаемого командиром (начальником) воинской части. Выписка из протокола является основанием для передачи жилого помещения в собственность бесплатно или заключения договора социального найма. Балансодержателем на основании выписки из протокола заключается договор социального найма жилого помещения или выдается выписка из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, поскольку заключение брака между административным истцом привело к увеличению количества членов его семьи, а также учитывая, что уполномоченным жилищным органом принято решение о признании Мараховки нуждающимся в жилье для постоянного проживания с учетом такого изменения и выделения ему спорной квартиры, которое не отменено, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в заключении договора социального найма с учетом состава семьи Мараховки два человека (он и супруга).
При этом имеющаяся в решении командира войсковой части 0001 от 8 августа 2018 года ссылка на то, что Мараховка должен быть обеспечен жилым помещением с составом семьи 1 человек в соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части 0002, оформленным протоколом № 3 от 26 февраля 2016 года, является необоснованной, поскольку данное решение реализовано не было, данных о том, что Мараховка уклонился от заключения договора социального найма на таких условиях в период действия договора пользования, суду не предоставлено. Кроме того, состав семьи Мараховки изменился в период действия этого договора, и до обеспечения этого военнослужащего жильем для постоянного проживания, под которым в данной ситуации следует понимать заключение договора социального найма, что, с учетом того, что как жилищные, так и семейные правоотношения являются длящимися, свидетельствует о том, что ранее принятое решение жилищной комиссии не препятствует реализации более позднего решения той же комиссии по тому же предмету.
Для восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на командира войсковой части 0001 обязанность по отмене своего решения от 08 августа 2018 года, в части отказа Мараховке в заключении договора социального найма в отношении квартиры № 235 по адресу: г. Москва, <адрес>, с составом семьи 2 человека.
При этом, обсуждая предложенный стороной административного истца способ восстановления нарушенного права посредством возложения на командира войсковой части 0001 обязанности по заключению договора социального найма, суд находит, что в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и выдавать им предписания, касающиеся принятия тех или иных решений.
В связи с чем данное требование подлежит отклонению, а устранить допущенное нарушение прав Мараховки суд находит возможным посредством возложения на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению вопроса о заключении договора социального найма с Мараховкой на указанное жилое помещение.
Как видно из договора от 05 сентября 2018 года, а также расписки, Мараховкой на юридические услуги по составлению заявления и представлению его интересов в суде было затрачено 15 000 рублей.
По смыслу правовых положений, содержащихся в ст.ст. 103, 106, 111 и 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая государственную пошлину и оплату услуг представителей. В случае частичного удовлетворения требований судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. При этом оплата услуг представителей производится в разумных пределах.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая сложность дела и количество времени, затраченного представителем заявителя на участие в его рассмотрении, суд полагает необходимым компенсировать Мараховке вышеназванные расходы частично, на сумму 5 300 рублей (государственная пошлина – 300 рублей, оплата услуг представителя – 5 000 рублей).
Указанные денежные средства, по мнению суда, подлежат взысканию в пользу Мараховки с войсковой части 0001, поскольку нарушение прав истца было обусловлено неправомерным решениями командира названной воинской части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 и 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0001, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ № 925/22-2734 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ 235 ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0001 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0001 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 5 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 0001 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░: ░.░. ░░░░░