Дело № 2а-343/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
с участием представителя административного истца Садовникова И.А.,
представителя административного ответчика Гайлиса Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Первомайское» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории поселка Первомайский городского поселения «Первомайское» муниципального района «Шилкинский район» выявлены нарушения закона, требующие устранения. Проверкой установлено, что в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в период с 12.11.2021 года по настоящее время при наличии систематически обильных осадков в виде снега, не обеспечено системное обслуживание автомобильных дорог, в том числе уборка снега, вследствие чего на покрытии проезжей части дорог и улиц имеется снег и зимняя скользкость. Кроме того, надзорными мероприятиями установлено, что участки автомобильных дорог, расположенных по улицам: Мира, Дарасунская, Матросова, Спортивная, Герцена, Ленина, Забайкальская, Чехова, Чернышевского, Пожарная, Пролетарская, Кирова, Партизанская, Строительная, Забайкальская, Лазо, Щорса, Школьная п.Первомайский не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку установлен факт наличия множественных выбоин, ям и просадок.
С учетом уточненных требований от 18.04.2022 года просит признать бездействие Администрации ГП «Первомайское», выразившееся в непринятии мер, направленных на уборку снега и устранение скользкости с проезжей части автомобильных дорог местного значения п.Первомайский, а также непринятии мер, направленных на устранение множественных выбоин, ям и просадок на автомобильных дорогах, расположенных по улицам: Мира, Дарасунская, Матросова, Спортивная, Герцена, Ленина, Забайкальская, Чехова, Чернышевского, Пожарная, Пролетарская, Кирова, Партизанская, Строительная, Забайкальская, Лазо, Щорса, Школьная п.Первомайский незаконным. Обязать Администрацию ГП «Первомайскле» обеспечить бесперебойную уборку снега и устранение скользкости с проезжей части автомобильных дорог местного значения п.Первомайский в осенне-зимне-весенний период 2021-2022 годов. Обязать Администрацию ГП «Первомайское» организовать и провести в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ремонтные работы по устранению ямочности и выбоин и приведению дорожного покрытия в соответствии с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения на перечисленных ниже участках автомобильных дорог п.Первомайский городского поселения «Первомайское» муниципального района «Шилкинский район»: на улице Мира вблизи домов №10,12; на улице Дарасунская вблизи домов №30,32,34; на улице Матросова вблизи домов №7,8,9; на улице Спортивная вблизи домов №9,11; на улице Ленина вблизи домов №15,16; на улице Забайкальская вблизи дома №4; на улице Чехова на пересечении с улицей Спортивная; на улице Чернышевского вблизи домов №6,13, на пересечении с улицей Ленина; на улице Пожарная вблизи здания №1; на улице Кирова вблизи дома №22, на пересечении с улицей Щорса; на улице Партизанская вблизи домов №15,17,20, на пересечении с улицей Кирова; на лице Лазо вблизи домов №6,8,10; на улице Щорса вблизи домов №3,5; на улице Школьная вблизи дома №17, расположенного по лице Микрорайон; на улице Герцена вблизи домов №3,5.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Садовников И.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Гайлис Я.Ю., действующий на основании доверенности, требования признал частично, указал, что срок в 3 месяца, в течение которого прокурор просит исполнить требования, недостаточен, поскольку в текущем году бюджет на ремонт автодорог израсходован. В настоящее время на дорогах поселения в силу погодных условий и времени года, снег растаял, скользкость отсутствует.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно акту осмотра состояния автомобильных дорог от 31.03.2022 года, составленного помощником Шилкинского межрайонного прокурора Садовниковым И.А., с участием представителя Администрации ГП «Первомайский» - специалиста администрации Никулиной Л.А. в ходе которого осуществлен осмотр состояния автомобильных дорог п.Первомайский, с применением специального измерительного прибора рейки дорожной универсальной «РДУ-Кондор» (свидетельство о поверке №С-ГВ/25-10-2021/104058232 от 25.10.2021 года до 24.10.2022 года) и установлен факт наличия множественных выбоин, ям и просадок, которые превышают предельно допустимые п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, принятым Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст: на улице Мира вблизи домов №10,12 – длина 130 см, глубина 8 см, ширина 110 см; на улице Дарасунская вблизи домов №30,32,34 – длина 190 см, глубина 7 см, ширина 70 см; на улице Матросова вблизи домов №7,8,9 – длина 270 см, глубина 13 см, ширина 230 см; на улице Спортивная вблизи домов №9,11 – длина 110 см, глубина 6 см, ширина 90 см; на улице Ленина вблизи домов №15,16 – длина 160 см, глубина 6 см, ширина 30 см; на улице Забайкальская вблизи дома №4 – длина 140 см, глубина 8 см, ширина 70 см; на улице Чехова на пересечении с улицей Спортивная – длина более 300 см, глубина 14 см, ширина 180 см; на улице Чернышевского вблизи домов №6,13 на пересечении с улицей Ленина – длина 190 см, глубина 7 см, ширина 60 см; на улице Пожарная вблизи здания №1 – длина более 300 см, глубина 11 см, ширина 280 см; на улице Кирова вблизи дома №22 на пересечении с улицей Щорса – длина 210 см, глубина 12 см, ширина 120 см; на улице Партизанская вблизи домов №15,17,20 на пересечении с улицей Кирова – длина 230 см, глубина 10 см, ширина 190 см; на лице Лазо вблизи домов №6,8,10 – длина 180 см, глубина 9 см, ширина 110 см; на улице Щорса вблизи домов №3,5 – длина 270 см, глубина 9 см, ширина 9 см; на улице Школьная вблизи дома №17, расположенного по лице Микрорайон – длина 70 см, глубина 6 см, ширина 50 см; на улице Герцена вблизи домов №3,5 – длина 260 см, глубина 8 см, ширина 240 см.
К акту осмотра приложена фототаблица.
Согласно акту осмотра состояния автомобильных дорог от 10.02.2022 года, составленным помощником прокурора Садовниковым И.А., установлено, что на проезжей части автомобильных дорог местного значения п.Первомайский, расположенных по улицам Мира, Дарасунская, Матросова, Спортивная, Герцена, Ленина, Забайкальская, Чехова, Чернышевского, Пожарная, Пролетарская, Кирова, Партизанская, Строительная, Забайкальская, Лазо, Щорса, Школьная наличествует снег и зимняя скользкость, органами местного самоуправления не обеспечено своевременное проведение работ, направленных на уборку снега и устранение зимней скользкости, наличие снегоуборочной техники в момент проведения осмотра не установлено.
К акту осмотра приложена фототаблица.
Представитель административного ответчика в ходе судебного заседания в обоснование позиции о том, что снегоуборочные мероприятия автомобильных дорог проводятся своевременно и в полном объеме представил суду фотографии снегоуборочной техники, улиц п.Первомайский, а также договоры на выполнение работ и услуг, заключенные Администрацией ГП «Первомайское» на выполнение работ по уборке снежного наноса в общественных местах, посыпки гравием территории ГП «Первомайское», автодорог, очистке дорог от снежного наноса, акты о приемке выполненных работ и платежные поручения по оплате произведенных работ.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м, устранение которых осуществляется в сроки не более 12 суток.
Согласно п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки, не превышающие 12 часов с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком ненадлежащим образом исполнена возложенная по закону обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта п.Первомайский Шилкинского района, что выразилось в отсутствии системной уборки снега и устранению зимней скользкости с автомобильных дорог, а также по допущению наличия множества выбоин, ям и просадок, которые существенно превышают предельно допустимые размеры дефектов, установленные ГОСТ Р 50597-2017.
Допущенное административным ответчиком бездействие в сфере безопасности дорожного движения в результате ненадлежащего исполнения обязанности по содержанию дорог, ведет к нарушению прав и свобод неопределенного круга ли, в том числе вследствие вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушению конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.
С учетом данного обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по проведению дорожных ремонтных работ и приведению дорожного покрытия в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вопреки доводам представителя административного ответчика, суд считает испрашиваемый прокурором срок проведения ремонтных работ в 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным.
Довод стороны ответчика об отсутствии денежных средств в текущем финансовом году на исполнение решения суда не является основанием для установления иного, более длительного срока выполнения дорожных работ, исходя из требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Довод представителя административного ответчика о том, что со стороны администрации работа по содержанию дорог проводится надлежащим образом, подлежит отклонению, поскольку представленными материалами дела подтверждено, что обязанность по содержанию автомобильных дорог исполняется не в полном объеме.
Вместе с тем, требования прокурора об обязании обеспечить бесперебойную уборку снега и устранение скользкости с проезжей части автомобильных дорог в осенне-зимне-весенний период 2021-2022 годов удовлетворению не подлежат, поскольку на момент рассмотрения дела осадков в виде выпавшего снега и скользкости на автомобильных дорогах в силу наступления поздней весны не имеется.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░»:
-░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №10,12;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №30,32,34;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №7,8,9;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №9,11;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №15,16;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ №4;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №6,13, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №1;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ №22, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №15,17,20, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░;
-░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №6,8,10;
-░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №3,5;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ №17, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░;
-░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ №3,5.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ 2021-2022 ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.