Дело № 2а-4430/2022
УИД 44RS0001-01-2022-005514-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Костромской области к Державец Н.С. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и пени,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Костромской области обратилось в суд с указанным иском, просили взыскать с Державец Н.С. задолженность в общей сумме 7516,80 руб., в т.ч.: земельный налог 2100 руб., пени 27,91 руб., налог на имущество физических лиц в размере 5350 руб., пени по налогу на имущество в размере 38,89 руб.
Свои требования мотивировали тем, что Державец Н.С. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. В соответствии со ст. 388 НК РФ ответчик является плательщиком земельного налога. На основании данных о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, представляемых в налоговый орган органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами муниципальных образований налогоплательщику на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Расчет земельного налога производится по следующей формуле: налоговая база (кадастровая стоимость объекта)*налоговая ставка (%)*количество месяцев пользования объектом- сумма налоговых льгот = сумма налога. Исходя из представленной формулы, исчислен земельный налог за 2017, 2020 год в общей сумме 2100 руб. В связи с тем, что налог своевременно не уплачен, на сумму недоимки начислены пени 27,91 руб.
В соответствии со ст. 400,401 НК РФ ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и имеет в собственности объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; квартиру, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>; квартиру, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>. По сведениям регистрирующих органов Державец Н.С. начислен налог на имущество: за 2019-2020 год в сумме 5350 руб. Указанная задолженность налогоплательщиком не уплачена в установленные законодательством сроки. Расчет налога на имущество физических лиц производится по следующей формуле: налоговая база (инвентаризационная/кадастровая стоимость имущества) * доля в праве * налоговая ставка (%) * количество месяцев пользования объектом / количество месяцев в году – сумма льгот = сумма налога. Налог на имущество за 2019г.: 2548 руб. Налог на имущество за 2020г.: 2802 руб. В связи с тем, что налог на имущество не был уплачен на сумму недоимки, соответствии с п.3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени сумме 38,89 руб. Таким образом, Державец Н.С. признается плательщиком земельного налога и налога на имущество и обязана уплатить задолженность в сумме 7516,80 руб. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Ранее Налоговый орган обращался за взысканием указанной задолженности к мировому судье судебного участка № 3 Свердловского судебного района г. Костромы с заявлением о выдаче судебного приказа. 08.06.2022 был вынесен судебный приказ № 2а-1430/2022, который был отменен определением от 12.07.2022.
В отзыве Державец Н.С. против взыскания задолженности возражает, полагая, что УФНС России по Костромской области является ненадлежащим истцом, а также, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
При этом, служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Таким образом УФНС России по Костромской области является надлежащим истцом по требованиям о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 400 НК РФ ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, поскольку имеет в собственности объекты недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Державец Н.С. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, является плательщиком налога на имущество физических лиц и имеет в собственности объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; квартиру, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>; квартиру, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>.
По сведениям регистрирующих органов Державец Н.С. начислен налог на имущество: за 2019-2020 год в сумме 5350 руб. Указанная задолженность налогоплательщиком не уплачена в установленные законодательством сроки.
В связи с тем, что налог на имущество не был уплачен, административному ответчику были направлены требования: № 3778 от 16.01.2019 (по сроку уплаты до 14.02.2019), № 9015 от 04.02.2021 (по сроку уплаты до 30.03.2021), № 150873 от 24.12.2021 (по сроку уплаты до 16.02.2022), Всего к уплате по налогу: земельный налог 2100 руб., пени по земельному налогу 27,91 руб, налог на имущество -5350 руб., пени по имущественному налогу – 38,89 руб.
В соответствии со ст. 388 НК РФ Державец Н.С. признается плательщиком земельного налога.
Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно сведениям государственного земельного кадастра, представленным в налоговый орган в соответствии с п. 11 ст. 396 НК РФ налогоплательщику принадлежат земельные участки: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 397 НК РФ платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответчику исчислен земельный налог за 2017, 2020 год в размере 2100 руб. В связи с тем, что земельный налог за 2017, 2020 год не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 8,24 руб.
Согласно информации УФНС России по Костромской области, представленной в тексте административного искового заявления, указанные требования в настоящее время не исполнены. Указанную задолженность административный истец просит взыскать с административного ответчика.
Таким образом, Державец Н.С. признается плательщиком земельного налога и налога на имущество и обязан уплатить задолженность по земельному налогу 2100 руб., пени по земельному налогу 27,91 руб., задолженность по налогу на имущество -5350 руб., пени по имущественному налогу – 38,89 руб.
Согласно доводов истца до настоящего времени указанная сумма ответчиком не уплачена, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ранее налоговый орган обращался за взысканием указанной задолженности к мировому судье судебного участка № 3 Свердловского судебного района г. Костромы с заявлением о выдаче судебного приказа на сумму 7516,80 руб.
По результатам рассмотрения заявления был вынесен судебный приказ № 2а-1430/2022 от 08.06.2022 на сумму 7516,80 руб (земельный налог 2100 руб., пени по земельному налогу 27,91 руб., налог на имущество -5350 руб., пени по имущественному налогу – 38,89 руб..).
В связи с поступившими возражениями от ответчика судебный приказ был отменен, о чем свидетельствует приложенное к материалам дела определение от 12.07.2022 об отмене судебного приказа.
При отмене судебного приказа налоговый орган в праве обратится в порядке искового производства (в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, п. 2 ст. 123.7 КАС РФ) в районный суд не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Настоящее исковое заявление поступило в суд 20.10.2022, т.е. в установленный законом срок.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2100 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 27,91 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5350 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 38,89 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░