Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Бохан 27 июля 2023 года
Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бардаевой С.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-347/2023 по административному исковому заявлению прокурора Боханского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, просил обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу пройти профилактический медицинский осмотр в лечебном учреждении на предмет наличия признаков заболевания туберкулезом.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере профилактики и предупреждения распространения туберкулеза на территории Боханского района. Проверкой установлено, что ФИО1 освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ и в 2023 гг. не проходил флюорографию или рентгенографию органов грудной клетки (легких) в ОГБУЗ «Боханская РБ», сведения о прохождении в иных медицинских организациях флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в ОГБУЗ «Боханская РБ» не представил, что представляет угрозу для здоровья, как самого административного ответчика, так и для здоровья неопределенного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просит обязать ФИО1 пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в медицинском учреждении, результаты которого предоставить в ОГБУЗ «Боханская РБ» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
По ходатайству административного истца и отсутствии возражений административного ответчика рассмотрение настоящего дела осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск в полном объеме по следующим основаниям.
Прокурор обратился в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливает Федеральный закон от 18.06.2001г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон от 18.06.2001г. №77-ФЗ).
Согласно ст.1 указанного федерального закона профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
На основании ч.2 ст.27 Федерального Закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 18.06.2001г. №77-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации относятся: проведение в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза; определение порядка оказания противотуберкулезной помощи гражданам на территории Российской Федерации; осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулеза и организация мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза; организация государственного эпидемиологического мониторинга туберкулеза; формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка правил, нормативов, требований и государственных стандартов в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка и организация системы оказания противотуберкулезной помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти; обеспечение государственного надзора за производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью; организация государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза; осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза полномочий.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 18.06.2001г. №77-ФЗ в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза установлены Приказом Минздрава России от 21.03.2017г. №124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза», предусматривающем, сроки проведения профилактического осмотра для лиц, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения, 2 раза в год.
Согласно п. 799 СанПиН 3.3686-21Санитарные правила и нормы «Санитарно-профилактические требования по профилактике инфекционных болезней», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии с п.809 СанПиН 3.3686-21 по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лицами, освобожденными из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, в 2023г. флюорографическое обследование не проходил, проходил ФЛГ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией, представленной ОГБУЗ «Боханская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ №. Вопреки требованиям действующего законодательства, без уважительных причин профилактические медицинские осмотры на предмет выявления у него туберкулеза не проходит. Уклоняясь от прохождения медицинского обследования, ответчик ставит под угрозу, как свое здоровье, так и здоровье окружающих граждан, ущемляя своим поведением законные интересы граждан, которыми они наделены Конституцией Российской Федерации. Бездействие административного ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Административным ответчиком доказательств обратного суду не предоставлено.
Непринятие мер по своевременному выявлению туберкулезного заболевания у гражданина может привести к заражению данным заболеванием других лиц и в результате повлечь нарушение их конституционного права на охрану здоровья (ст.41 Конституции РФ).
Таким образом, административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд находит разумным установить срок для прохождения профилактического медицинского осмотра, результаты которого представить в ОГБУЗ «Боханская РБ» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ №, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░» ░ ░░░░ 1 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░