Дело №2а-3303/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2019 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Дмитренко В.М.,
при секретаре судебного заседания Румянцевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области о признании суммы задолженности по налогам и пени Наумчевой ФИО5 безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Московской области обратилась в Щелковский городской суд с административным иском о признании суммы задолженности по налогам и пени Наумчевой ФИО6 безнадежной к взысканию.
В обоснование требований административного иска указал, что административный ответчик Наумчева Н.В. (ИНН №, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения - <адрес>) состоит на налоговом учета в МИФНС №16 по Московской области в качестве налогоплательщика.
Административный ответчик с 24.02.2005 года по 22.11.2013 года являлся индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с положениями ст. 69,70 НК РФ, налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, пени:
1. Требование № об уплате налога оп состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года
2. Требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Справке № о состоянии расчетов на ДД.ММ.ГГГГ, в отношении административного ответчика, общая сумма задолженности составляет:
- пени по налогу на добавленную стоимость в размере 35 127, 57 рублей
- штраф за нарушение норм законодательства по применению контрольно-кассовой техники в размере 3 000 рублей
- пени по налогу на доходы физических лиц в размере 164, 56 рублей
- пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2 125, 03 рублей.
Итого общая задолженность по налогам и пени составляет 40 417, 16 рублей.
В соответствии с положениями с. 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пени, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате, и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 45, 124, 150 КАС РФ, административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Московской области - просит суд признать сумму задолженности Наумчевой ФИО7 по налогам и пени:
- пени по налогу на добавленную стоимость в размере 35 127, 57 рублей
- штраф за нарушение норм законодательства по применению контрольно-кассовой техники в размере 3 000 рублей
- пени по налогу на доходы физических лиц в размере 164, 56 рублей
- пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2 125, 03 рублей.
на общую сумму 40 417, 16 рублей безнадежной к взысканию.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Московской области не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание административный ответчика Наумчева Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в связи с чем суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 КАС
Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с представленными письменными доказательствами, в порядке ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что административный ответчик Наумчева Н.В. (ИНН №, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения - <адрес>) состоит на налоговом учета в МИФНС №16 по Московской области в качестве налогоплательщика.
Административный ответчик с 24.02.2005 года по 22.11.2013 года являлся индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с положениями ст. 69,70 НК РФ, налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, пени:
1. Требование № об уплате налога оп состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года
2. Требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Справке № о состоянии расчетов на ДД.ММ.ГГГГ, в отношении административного ответчика, общая сумма задолженности составляет:
- пени по налогу на добавленную стоимость в размере 35 127, 57 рублей
- штраф за нарушение норм законодательства по применению контрольно-кассовой техники в размере 3 000 рублей
- пени по налогу на доходы физических лиц в размере 164, 56 рублей
- пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2 125, 03 рублей.
Итого общая задолженность по налогам и пени составляет 40 417, 16 рублей.
В соответствии с положениями ст. 59 Налогового Кодекса РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;
2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации NЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 г. утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с п.п. 2, 3 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их изыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4-2.5 Порядка.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) (п.5).
В соответствии с пп.1, п.2, п.3 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Документом, подтверждающим размер начисления обязательств, их исполнение налогоплательщиком, является акт совместной сверки расчетов по налогам, которая на основании пп. 5.1 ст. 21 НК РФ проводится по инициативе налогоплательщика с налоговым органом.
Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Исходя из приведенных положений налогового законодательства, инспекция может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания, однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.
Налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безденежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного истца и полагает верным признать сумму задолженности Наумчевой ФИО8 по налогу и пени:
- пени по налогу на добавленную стоимость в размере 35 127, 57 рублей
- штраф за нарушение норм законодательства по применению контрольно-кассовой техники в размере 3 000 рублей
- пени по налогу на доходы физических лиц в размере 164, 56 рублей
- пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2 125, 03 рублей.
на общую сумму 40 417, 16 рублей безнадежной к взысканию.
При таких обстоятельствах, требования административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области о признании суммы задолженности по налогам и пени Наумчевой ФИО9 безнадежной к взысканию, признаются судом законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 (░░░ №, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ - <░░░░░>) ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 35 127, 57 ░░░░░░
- ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░░░░
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 164, 56 ░░░░░░
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 125, 03 ░░░░░░.
░░ ░░░░░ ░░░░░ 40 417 (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 16 ░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 15.08.2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.08.2019 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.