Дело № 2а-450/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 июня 2020 г. г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,
при секретаре Бойко И.Е.,
с участием административного ответчика Миронова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к Миронову С. А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пеней,
у с т а н о в и л:
инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску (далее - ИФНС России по г.Архангельску, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Миронову С.А., попросив взыскать с него недоимку по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. в размере 3 444 руб. (по 1 148 руб. за каждый год) и пени по указанному налогу за период со 2 декабря 2016 г. по 5 февраля 2017 г. в размере 25 руб. 26 коп., за период со 2 декабря 2017 г. по 25 февраля 2018 г. в размере 25 руб. 68 коп., за период с 4 декабря 2018 г. по 4 февраля 2019 г. в размере 18 руб. 56 коп., а также недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 14 руб. и пени по указанному налогу за период со 2 декабря 2016 г. по 5 февраля 2017 г. в размере 0 руб. 31 коп., ссылаясь на неуплату им как собственником транспортного средства и квартиры данных сумм за указанные периоды.
Административный истец ИФНС России по г.Архангельску о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, попроси рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Административный ответчик Миронов С.А. в судебном заседании с иском не согласился и заявил о пропуске налоговой инспекцией срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Часть 6 ст.289 КАС РФ предусматривает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подп.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.360 НК РФ).
Согласно п.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с п.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании п.3 ст.362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Ставки и сроки уплаты транспортного налога в соответствующие годы установлены Законом Архангельской области от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге».
Физические лица, в соответствии со ст.228 НК РФ, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог, подлежащий уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 настоящего Кодекса.
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, жилое помещение (квартира, комната).
В соответствии с п.1 ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу положений абз.3 ч.2 ст.52, ч.4 ст.409НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами и оплачивается налогоплательщиком не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налог на имущество физических лиц и транспортный налог, исходя из положений п.1 ст.363, п.1 ст.409 НК РФ, должны быть оплачены не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.п.3, 4, 5 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что Миронов С.А. в 2015, 2016, 2017 г.г. являлся собственником транспортного средства - автомобиля Ауди 100, государственный регистрационный номер №, размер транспортного налога за который за 2015 г. составил 1 148 руб., за 2016 г. - 1 148 руб., за 2017 г. - 1 148 руб. (л.д.38-39).
Согласно положениям ст.ст.69, 75 НК РФ Миронову С.А. 15 октября 2016 г. было направлено налоговое уведомление от 8 октября 2016 г. № 92935325 об уплате транспортного налога за 2015 г. в вышеуказанном размере в срок не позднее 1 декабря 2016 г. (л.д.19-20).
Ему же (Миронову) направлено налоговое уведомление от 20 сентября 2017 г. № 53971094 об уплате транспортного налога за 2016 г. в вышеуказанном размере в срок не позднее 1 декабря 2017 г. (л.д.17-18).
Ему же (Миронову) направлено налоговое уведомление от 5 сентября 2018 г. № 41533947 об уплате транспортного налога за 2017 г. в вышеуказанном размере в срок не позднее 3 декабря 2018 г. (л.д.19-20).
В связи с неуплатой данного налога 6 февраля 2017 г. и 26 февраля 2018 г., 5 февраля 2019 г. Миронову С.А. выставлены требования № 5794, № 3171. № 17454 об уплате недоимки по транспортному налогу в срок до 3 апреля 2017 г. и в срок до 20 апреля 2018 г., 1 апреля 2019 г. соответственно (л.д.8-10, 11-13, 14-16).
До настоящего времени недоимка по транспортному налогу за 2015 г. в размере 1 148 руб., за 2016 г. в размере 1 148 руб. Мироновым С.А. не уплачена.
В связи с упомянутой задолженностью Миронову С.А. начислены пени за период со 2 декабря 2016 г. по 5 февраля 2017 г. в размере 25 руб. 26 коп., за период со 2 декабря 2017 г. по 25 февраля 2018 г. в размере 25 руб. 68 коп., за период с 4 декабря 2018 г. по 4 февраля 2019 г. в размере 18 руб. 56 коп.
Согласно представленным материалам дела Миронов С.А. до ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником квартиры № в доме № корп.№ по ул.<адрес>.
Размер налога на имущество за 2015 г. за указанную квартиру составил 14 руб.
Миронову С.А. 15 октября 2016 г. было направлено налоговое уведомление от 8 октября 2016 г. № 92935325 об уплате налога на имущество за 2015 г. в вышеуказанном размере в срок не позднее 1 декабря 2016 г. (л.д.19, 20)
В связи с неуплатой данного налога 6 февраля 2017 г. Миронову С.А. выставлено требование № 5794 об уплате недоимки по налогу на имущество в срок до 3 апреля 2017 г. (л.д.8-10).
До настоящего времени налог на имущество за 2015 г. Мироновым С.А. не уплачен.
В связи с упомянутой задолженностью Миронову С.А. начислены пени за период с 2 декабря 2016 года по 5 февраля 2017 года в сумме 00 руб. 31 коп.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 1 Исакогорского судебного района г.Архангельска, и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г.Архангельска, от 22 октября 2019 г. о взыскании с Миронова С.А. в пользу ИФНС России по г.Архангельску недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 г., недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 г.г. и пеней отменен 8 ноября 2019 г. в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения (л.д.7).
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика - физического лица в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены на дату подачи заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, если сумма превышает 3 000 рублей.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из требования № 17454 от 5 февраля 2019 г., за Мироновым С.А. по состоянию на указанную дату числилась недоимка по налогам и пеням в размере 3 458 руб. (что превышает 3000 рублей) со сроком уплаты до 1 апреля 2019 г.
Следовательно, срок на подачу в суд заявления о взыскании недоимки по налогам и пеней истек 5 августа 2019 г., поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 6 февраля 2017 г. № 5794 об уплате налогов и пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налогов и пеней, подлежащей взысканию с административного ответчика, такая сумма налогов и пеней по состоянию на 5 февраля 2019 г. превысила 3 000 рублей.
Между тем, как усматривается из материалов дела, Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Миронова С.А. недоимки по налогам и пеней лишь 26 сентября 2019 г., а с настоящим иском - 13 апреля 2020 г., то есть с явным нарушением предусмотренного законом срока на обращение в суд.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Сведения о пропуске со стороны административного истца срока взыскания недоимки по налогам и пеней позволяют прийти к выводу об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание задолженности, числящейся за Мироновым С.А. за указанные налоговые периоды. Уважительных причин пропуска такого срока налоговой инспекцией не представлено.
Поскольку пени имеют производный (акцессорный) характер по отношению к недоимке, налоговым органом утрачена и возможность взыскания пеней, начисленных на указанную недоимку.
На основании изложенного в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 219, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2015 ░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015 - 2017 ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░