дело № 2а-508/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Любытино 04 апреля 2022 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Арсеньевой Е.И.,
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием помощника прокурора Любытинского района Богданова Н.А.,
представителя административного ответчика ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Любытинского района Новгородской области, поданному в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Неболчского сельского поселения о признании бездействия администрации Неболчского сельского поселения незаконным, обязании совершить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора Любытинского района Новгородской области обратился в суд с пятью исковыми заявлениями, поданными в порядке ст.39 КАС РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Неболчского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации, которые выразились в непринятии мер по организации сбора и накопления твёрдых коммунальных отходов.
В обоснование исков указано, что прокуратурой Любытинского района Новгородской области проведена проверка требований природоохранного законодательства в части обращения с твёрдыми бытовыми отходами, а также законодательства при подготовке к пожароопасному периоду, паводку и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на территории Любытинского муниципального района в деятельности администрации Неболчского сельского поселения.
В ходе проведенной проверки с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией Неболчского сельского поселения не организованы (не созданы) и не обустроены контейнерные площадки по адресам: <адрес>.
Указанное бездействие нарушает права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и обеспечение утилизации твердых коммунальных отходов, а также может служить одной из причин пожара, загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека.
Таким образом, администрация Неболчского сельского поселения, имея реальную возможность соблюдения требований действующего законодательства, не приняла всех необходимых мер по их выполнению, чем нарушает права неопределенного круга лиц, как жителей сельского поселения, так и лиц, посещающих населенный пункт.
С учётом уточнения исковых требований, просят суд признать незаконным бездействие администрации Неболчского сельского поселения, которое выразилось в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Обязать администрацию Неболчского сельского поселения в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать (обустроить) контейнерные площадки с контейнерами в количестве трёх единиц по адресам: <адрес> с учётом заключения территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе, в соответствии с нормами санитарных правил и норм СанПиН 2.13684-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 14 марта 2022 г. пять административных дел по вышеуказанным административным искам заместителя прокурора Любытинского района Новгородской области соединены в одно административное дело № №
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Любытинского района Богданов Н.А., административные исковые требования поддерживал.
Представитель административного ответчика - администрации Неболчского сельского поселения ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация Неболчского сельского поселения не является надлежащим ответчиком, решение указанного в иске вопроса не относится к полномочиям сельского поселения, на территории всего Неболчского сельского поселения гражданами заключены договора на вывоз ТКО пакетированным способом, поэтому установка контейнерных площадок для не требуется.
Представитель заинтересованного лица Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при неявке представителя заинтересованного лица, поскольку суд не признал их явку обязательной.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти.
Часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализуя указанные конституционные предписания, часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Часть 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Перечень юридически значимых обстоятельств по данной категории дел, предусмотрен частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Поселок Неболчи Любытинского района входит в состав Неболчского сельского поселения Любытинского района Новгородской области.
Судом установлено, что прокуратурой Любытинского района Новгородской области проведена проверка требований природоохранного законодательства в части обращения с твёрдыми бытовыми отходами, а также законодательства при подготовке к пожароопасному периоду, паводку и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на территории Любытинского муниципального района.
В ходе проведенной проверки с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией Неболчского сельского поселения не организованы (не созданы) и не обустроены контейнерные площадки по адресам: <адрес>.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно части 3 статьи 3 Областного закона Новгородской области от 01.12.2015 года № 880-ОЗ "О мерах по реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на территории Новгородской области и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления" органы местного самоуправления городских и сельских поселений Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах сельских поселений законом субъекта Российской Федерации переданы в полномочия сельского поселения, соответственно данные полномочия осуществляются сельским поселением, в связи с чем, администрация Неболчского сельского поселения обязана организовывать деятельность по накоплению на территории Неболчского сельского поселения Любытинского района Новгородской области.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов регламентированы статьей 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 13.4. Федерального закона № 89-ФЗ).
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2 статьи 13.4. Федерального закона № 89-ФЗ)
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3 статьи 13.4. Федерального закона № 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4. Федерального закона № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 11 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641" следует, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии со ст. 148 (26) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
В поселке Неболчи Любытинского района проживают жители, на <адрес> на <адрес> установлены металлические контейнеры и металлические бочки, однако контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов отсутствуют.
Согласно ответу из ООО «<данные изъяты>» от 29.03.2022 года договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с жителями <адрес> проживающими по адресам: <адрес> заключены как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (оплата услуг, фактическое пользование услугой). Контейнерных площадок, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в п.Неболчи не имеется. Мешки с отходами жители складывают преимущественно в металлические бочки, установленные напротив домов.
Согласно ст. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <1> должны быть обустроены <2> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) <3> или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки <4> для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров <5>) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
По мнению суда, установленные обстоятельства свидетельствуют о бездействии Администрации, нарушают порядок сбора твердых коммунальных отходов, что может повлечь нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и способствовать возникновению чрезвычайной ситуации в отношении неопределенного круга лиц.
Рассматривая административно-правовой спор, суд учитывает, что в данном случае административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Названная совокупность условий судом установлена, что является основанием для удовлетворения заявленных административных требований, в том числе с определением способа восстановления нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 304 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.39 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 2.13684-21, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 № 3.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░.░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░