Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3642/2022 ~ М-3178/2022 от 09.08.2022

    В окончательной форме решение суда принято 26 сентября 2022 года

Дело № 2а- 3642/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                19 сентября 2022 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Пастушенко О.В., представителя ответчика Госкомрегистра – Керенской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Матюшкина Максима Александровича к Администрации города Ялта, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании отказов незаконными, восстановлении нарушенных прав,

у с т а н о в и л :

Матюшкин М.А. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о восстановлении его нарушенного права на реализацию решения Ялтинского городского суда по делу № 2-2956/2019 в порядке дооформления в собственность земельного участка площадью 149 кв. метров, кад. номер №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>; признании незаконным отказа Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым от 12.04.2022 года о восстановлении нарушенного права и возложении обязанности восстановить аннулированный земельный участок площадью 149 кв. метров, кад. номер №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>; признании незаконными отказов Администрации города Ялта от 11.04.2022 года и Департамента имущественных и земельных отношений от 30.09.2020 года и возложении обязанности восстановить аннулированный земельный участок.

Исковые требования обоснованы тем, что решением Ялтинского городского суда за ним было признано право завершить оформление права собственности на земельный участок площадью 149 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №<номер>. 03 июня 2020 года он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений за предоставлением ему вышеуказанного земельного участка, однако ответом Департамента от 30.09.2020 года ему было сообщено, что кадастровый учет земельного участка с кад. номером №<номер> аннулирован. Администрация города Ялта и Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым отказались восстанавливать кадастровый учет земельного участка. Считает, что ответчики своими действиями нарушили его законные права и интересы на реализацию права, установленного судебным решением.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Госкомрегистра против исковых требований возражала. Возражения мотивировала тем, что в орган регистрации прав обратился представитель собственника земельного участка – Администрации города Ялта с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кад. номером №<номер>, права на который в ЕГРН не зарегистрированы, имеющего временный характер сведений. Поскольку Законом о регистрации предусмотрена возможность исключения из ЕГРН сведений об объекте недвижимости по заявлению его собственника, считает действия Госкомрегистра правомерными.

Представители ответчиков – Администрации города Ялта, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Администрации <адрес> и Департамента имущественных и земельных отношений.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).

Установлено, что решениями Массандровского посСовета № 11 от 12 марта 2010 года и № 2 от 17 сентября 2013 года Матюшкиной Наталии Феодосиевне было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, ориентировочным размером 0,0200 га.

01.10.2015 года сведения о земельном участке площадью 149 кв. метров по адресу: <адрес> были внесены в ЕГРН с присвоением ему кад. номера №<номер>, характер сведений «временный».

16 августа 2016 года Матюшкина Н.Ф. умерла.

18 июля 2018 года Матюшкин Максим Александрович обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав на основании решений органа местного самоуправления, которым Матюшкиной Н.Ф. давалось разрешение на составление проекта отвода по передаче в собственность земельного участка.

Письмом Департамента имущественных и земельных отношений от 06 марта 2019 года заявление Матюшкина М.А. было оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена возможность завершения оформления прав на земельные участки на основании решений органа местного самоуправления, принятых в отношении другого лица.

Решением Ялтинского городского суда от 29 октября 2019 года за Матюшкиным М.А. было признано право на завершение оформления права собственности на земельный участок площадью 149 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №<номер>, на основании решения Массандровского поселкового Совета АР Крым № 11 от 12.03.2010 года.

15 января 2020 года представителем Администрации города Ялта было подано в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым заявление о снятии с учета земельного участка площадью 149 кв. метров, кад. номер №<номер>, на основании которого 20.01.2020 года объект недвижимости был снят с кадастрового учета.

03 июня 2020 года Матюшкин М.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением, в котором просил ему разъяснить, какие документы ему необходимо предоставить в Администрацию города Ялта для завершения оформления прав на вышеуказанный земельный участок на основании судебного решения.

30 сентября 2020 года Департаментом имущественных и земельных отношений ему был дан ответ, что согласно информации, размещенной на публичной кадастровой карте РФ, земельный участок с кадастровым номером №<номер> имеет статус «аннулированный». Также разъяснено, какие документы необходимо предоставить заявителю в соответствие с пунктом 7 Порядка, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года, для повторного рассмотрения вопроса о предоставлении в его собственность земельного участка.

23 марта 2022 года Матюшкин М.А. обратился в Администрацию города Ялта с требованием восстановить его нарушенное право собственности на земельный участок площадью 149 кв. метров, кад. номер №<номер>, вернув ему прежний статус и передать ему его в собственность.

15.04.2022 года Администрацией города Ялта был дан истцу ответ, что все ранее поданные им в Департамент имущественных и земельных отношений заявления о предоставлении в собственность земельного участка были рассмотрены по существу с направлением в его адрес писем от 06.03.2019 года и от 03.06.2020 года.

Более истец с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав не обращался, при этом срок подачи заявлений о завершении оформления прав на земельные участки завершен 31.12.2020 года.

Также, письмом Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым от 12.04.2022 года истцу был дан ответ на его обращение, в котором указано, что в орган регистрации прав не поступало для исполнения решение Ялтинского городского суда от 29.10.2019 года, право собственности за Матюшкиным М.А. в ЕГРН не регистрировалось. В связи с вышеизложенным, по результатам рассмотрения заявления представителя Администрации города Ялта о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости сведениям о земельном участке с кадастровым номером №<номер> был присвоен 20.01.2020 года статус «аннулированный».

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентирует статья 31 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которая предусматривает, что до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Так, из представленной Госкомрегистром копии документов кадастрового учета объекта недвижимости с кад. номером №<номер> следует, что 15 января 2020 года представитель Администрации города Ялта по доверенности обратился в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии с учета земельного участка площадью 149 кв. метров по адресу: <адрес>

На основании данного заявления вышеуказанный объект недвижимости был снят 20.01.2020 года с государственного кадастрового учета, а запись аннулирована.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" допускает снятие с кадастрового учета земельного участка, имеющего временный характер в следующих случаях:

- истечение установленного законом срока;

- заявление собственника или органа власти, уполномоченного на распоряжение земельными участками (в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена).

Таким образом, орган власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком (в настоящем случае это Администрация города Ялта) вправе был обратиться в орган государственного кадастрового учета с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка, сведения о котором имели характер временных, при наличии оснований для его преобразования.

Судом установлено, что спорный земельный участок был снят Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым с государственного кадастрового учета в течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости по заявлению лица, уполномоченного на распоряжение таким земельным участком.

Действия Администрации города Ялта, направленные на исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке, истцом не оспариваются.

Оспариваемый истцом отказ Госкомрегистра от 12.04.2022 года в восстановлении его нарушенных прав является ответом на обращение его представителя, в котором разъяснено, на каких основаниях земельный участок был снят с кадастрового учета.

Поскольку истец не является собственником земельного участка, основания для восстановления кадастрового учета земельного участка на основании его обращения у Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым отсутствовали.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчик Госкомрегистр действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, его действия не нарушают законных прав и интересов истца, который собственником спорного земельного участка не является, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных к нему исковых требований не имеется.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 6 вышеназванного Постановления, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (при наличии);

4) основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона;

5) вид права, по которому заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается по нескольким видам прав;

6) цель использования земельного участка;

7) реквизиты документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в порядке переоформления или завершения оформления прав;

9) площадь испрашиваемого земельного участка;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Как установлено судом, обращаясь в Департамент имущественных и земельных отношений 03.06.2020 года с заявлением, истец просил предоставить ему разъяснение о том, какие документы ему необходимо предоставить для завершения оформления права собственности на земельный участок.

Соответствующие разъяснения были представлены истцу письмом Департамента имущественных и земельных отношений от 30 сентября 2020 года.

Доказательств того, что после получения указанных разъяснений истец обращался в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлениями о передаче ему в собственность земельного участка с соблюдением требований к его содержанию, установленных пунктом 6 Постановления Совета Министров Республики Крым № 313, либо с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет с приложением межевого плана, суду не представлено.

Таким образом, требования истца к Департаменту имущественных и земельных отношений об оспаривании письма от 30.09.2020 года и возложении на него обязанности по восстановлению кадастрового учета земельного участка удовлетворению также не подлежат.

Как установлено судом, с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка Матюшкин М.А. обратился в Администрацию города Ялта только 23.03.2022 года.

По результатам рассмотрения его обращения, Администрацией города Ялта 15.04.2022 года был дан ответ, что срок подачи заявлений на завершение оформления прав на земельный участок завершен 31.12.2020 года.

Так, частью 7 стати 13 Закона № 38-ЗРК предусмотрено, что заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.

Возможность восстановления указанного срока названным Законом не предусмотрена.

Как установлено судом, истец обратился в Администрацию города Ялта с заявлением о завершении оформления прав 23.03.2022 года, то есть по истечению установленного Законом срока.

Заявление, с которым он обращался в Департамент имущественных и земельных отношений ранее, 18.07.2018 года, было оставлено без рассмотрения письмом Департамента имущественных и земельных отношений от 06 марта 2019 года.

Указанный ответ Департамента истцом в установленные законом сроки не оспорен, незаконным судом не признавался.

Иные заявления истца, поданные в последующем в Департамент имущественных и земельных отношений, просьбу о передаче в собственность земельного участка не содержали.

Доводы истца о том, что установленные Законом сроки подачи заявления в данном случае не могут быть к нему применены, поскольку его право завершить процедуру оформления в собственность земельного участка установлено вступившим в законную силу решением суда суд считает ошибочными, поскольку суд при принятии решения по делу № 2-2956/2019 установил, что у истца имеется право приобрести земельный участок в собственность именно по специальной процедуре, предусмотренном Законом № 38-ЗРК в порядке завершения оформления прав.

При этом как уже было указано судом, названным Законом установлены пресекательные сроки на подачу в орган местного самоуправления соответствующих заявлений, которые на момент повторного обращения истца истекли.

Таким образом, на сегодняшний день истец утратил право на приобретение в собственность земельного участка в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Крым № 38-ЗРК, в связи с чем суд считает оспариваемые истцом отказы в виде писем Департамента имущественных и земельных отношений, Администрации города Ялта, Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым законными и обоснованными, а заявленные истцом требования – не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3642/2022 ~ М-3178/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Матюшкин Максим Александрович
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Пастушенко О.В.
Генеральная прокуратура РФ
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
yalta--krm.sudrf.ru
09.08.2022Регистрация административного искового заявления
09.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024Дело оформлено
19.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее