38RS0№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**/**/**** года |
.... |
Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре Ду-Цзин-Хуа А.Г.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по .... о призвании задолженности безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в Иркутский районный суд .... с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № по ...., в котором просит признать утраченной Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по .... возможность ко взысканию задолженности ФИО1 по транспортному налогу за 2014 год в размере 80 832,96 руб., из которых: 51 305,09 руб. - недоимка по транспортному налогу за 2014 год, 29 527,78 руб. пени по транспортному налогу за 2014 год.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что **/**/**** МИФНС России № по .... направила в адрес ФИО1 письмо, из содержания которого следует, что по данным карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) за истцом числится неоплаченная задолженность по транспортному налогу за 2014 года, которая на момент написания письма составляет 80 832,96 руб. (из них 51 305,09 сумма налога, 29 527,87 руб. сумма пени). Этим же письмом инспекция сообщила о необходимости обратиться в суд для признания данной задолженности безнадежной к взысканию.
Налоговые уведомления, налоговые требования об уплате транспортного налога за 2014 год ФИО1 не получал, в связи с чем, как указывает истец, обязанность по оплате спорного налога у него отсутствует.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с абз. 3 и 5 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ» согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Списание задолженности как безнадежной ко взысканию по основаниям пропуска сроков давности принудительного взыскания производится независимо от обстоятельств, при которых образовалась эта задолженность.
Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Как указывает истец, налог, при направлении налогоплательщику налогового уведомления, должен был быть уплачен не позднее **/**/****.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При этом, согласно позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума от **/**/**** № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Таким образом, последним днем направления требования об уплате налога по транспортному налогу за 2014 год является **/**/**** (**/**/**** + 3 мес. = **/**/****).
Требования об уплате налога, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога будет считаться полученным **/**/****, (**/**/**** + 6 раб. д. = **/**/****).
В силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Добровольный срок исполнения требования истек **/**/**** (**/**/**** + 8 раб. д. = **/**/****).
По смыслу п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании платежей в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Таким образом, последним днем на обращение налоговым органом в суд является **/**/**** (**/**/**** + 6 мес. = **/**/****).
Положениями ст.ст. 48, 69, 70 НК РФ установлены сроки давности принудительного взыскания недоимки (задолженности) с налогоплательщиков, как во внесудебном, так и в судебном порядке.
В случае если налоговый орган не реализовал возможность взыскания недоимки (задолженности) во внесудебном порядке или в судебном порядке, в соответствии с названными нормами, в пределах установленного срока, он утрачивает возможность ее взыскания (Постановление 9 ААС от **/**/**** №).
Административный истец считает, что инспекцией утрачены все инструменты, и методы взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014 год, поскольку последний день выставления требования (п. 1 ст. 70 НК РФ) истек - **/**/****, последний день обращения в суд с заявлением о взыскании суммы налога истек - **/**/****. Факт утраты возможности к взысканию налога подтвержден инспекцией в письме от **/**/****.
Задолженность, не подлежащая взысканию, нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, затрагивает право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, подтвердил доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № по .... в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву указал, что за административным истцом числится задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 51 305,09 рублей, пени по транспортному налогу в размере 29 176,43 рублей. В рамках указанной задолженности, инспекцией были приняты меры принудительного взыскания, направлено заявление на вынесение судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № вынесен судебный приказ по делу № от **/**/**** о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2014 в размере 52 672 рубля. На основании вынесенного судебного приказа возбуждено исполнительное производство №-ИП от **/**/****. В дальнейшем, в связи с поступлением возражений налогоплательщика, судебный приказ был отменен, исполнительное производство прекращено. В настоящее время сведения об обращении административным органом за взысканием суммы задолженности по транспортному налогу за 2014 в порядке ст. 48 НК РФ в распоряжении Инспекции отсутствуют.
Исследовав письменные доказательства по делу, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО1 является налогоплательщиком и состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
Межрайонная ИФНС России № по .... обращалась с заявлениями о вынесении судебного приказа по взысканию недоимки по земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2014 год
Согласно сведениям МИФНС России № по .... у ФИО1 числиться задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 80 832,96 руб., в том числе 51 305,09 руб. по налогу, 29 527,87 руб. по пени. Налоговым органом ФИО1 предложено обратиться в суд с заявлением для признания данной задолженности безнадежной к взысканию.
Из доводов возражений МИФНС России № по .... следует, что мировым судьей судебного участка № по .... вынесен судебный приказ по делу № от **/**/**** о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2014 год в размере 52 672 руб.
На основании вынесенного судебного приказа возбуждено исполнительное производство №-ИП от **/**/****.
В связи с поступлением возражений налогоплательщика судебный приказ по делу № отменен, исполнительное производство прекращено.
Сведения об обращении административным органом за взысканием суммы задолженности по транспортному налогу за 2014 год в порядке ст. 48 НК РФ в распоряжении Инспекции отсутствуют.
В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от **/**/**** «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные для обращения налоговых органов в суд сроки, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен ст. 59 НК РФ.
Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза). Согласно п. п. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного п. п. 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных п. п. 4 - 5 п. 1 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по ...., о признании задолженности по обязательным платежам, пени, безнадежными к взысканию, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ .... ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 80 832,96 ░░░., ░░ ░░░░░░░: 51 305,09 ░░░. - ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░, 29 527,78 ░░░. ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ **/**/****