Дело № 2а-153/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 августа 2016 года город Улан-Удэ
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Доржиева В.Д., при секретаре Бутухановой Б.Л., с участием административного истца Саховской Т.А., представителя начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <данные изъяты> Шаргаева Д.А., прокурора – помощника военного прокурора Улан – Удэнского гарнизона лейтенанта юстиции Андреева И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-153/2016 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <данные изъяты> <данные изъяты> в отставке Саховской Т.А. об оспаривании действий руководителя Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <данные изъяты>, связанных с увольнением административного истца с военной службы и исключением из списков личного состава Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <данные изъяты> без предоставления жилого помещения,
установил:
Приказом руководителя Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 4 мая 2016 года № <данные изъяты> Саховская Т.А. уволена с военной службы в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и приказом начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <данные изъяты> от 16 мая 2016 года №, с 24 мая 2016 года исключена из списков личного состава этого Управления.
Считая увольнение с военной службы и исключение ее из названных списков является незаконным, так как своего согласия на это она до предоставления ей постоянного жилого помещения по избранному месту жительства не давала, Саховская Т.А. оспорила состоявшиеся приказы и просила суд признать их незаконными, отменить их и восстановить ее на военной службе в прежней должности.
Административный истец Саховская Т.А. в суде поддержала заявленные требования. При этом пояснила, что она в апреле 2016 года в связи с окончанием 24 мая 2016 года срока контракта о прохождении военной службы, в очередной раз обратилась к руководству Управления ФСБ России по <данные изъяты> с рапортом о заключении с ней нового контракта о прохождении военной службы, мотивируя это необеспеченностью жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства в городе <данные изъяты>, однако ей было отказано в заключении нового контракта и она была уволена в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Саховская Т.А. также пояснила, что по месту увольнения с военной службы она обеспечена жилым помещением, предоставленным ей Управлением ФСБ России по <данные изъяты> по договору социального найма, требований о ее освобождении в связи с увольнением с военной службы к ней командование не предъявляет, при этом в ноябре 2015 года она принята и состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, для получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства.
Представитель руководителя Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ц.А.С., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайствуя, о разбирательстве дела без его участия. В связи с чем в соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного должностного лица, участвующего в деле.
В представленных суду возражениях Ц.А.С. указал, что увольнение административного истца с военной службы произведено в соответствии с действующим законодательством, права Саховской Т.А. при этом нарушены не были, в связи с чем в удовлетворении ее требований просил отказать.
Представитель начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <данные изъяты> Шаргаев Д.А., требования административного истца также не признал и пояснил, что исключение Саховской Т.А. из списков Управления ФСБ России по <данные изъяты> было произведено в связи с состоявшимся приказом руководителя Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации об ее увольнении с военной службы. На день исключения из названных списков административный истец обеспечена всеми положенными видами довольствия, по месту увольнения с военной службы жилым помещением обеспечена, с ноября 2015 года состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту постоянного жительства в городе <данные изъяты>. При таких обстоятельствах у начальника Управления ФСБ России по <данные изъяты> отсутствовали основания для дальнейшего удерживания Саховской Т.А., уволенной с военной службы в списках личного состава Управления.
Заслушав мнения сторон, исследовав письменные доказательства по делу и выслушав заключение военного прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, военный суд исходит из следующего.
Согласно справкам Управления ФСБ России по <данные изъяты> от 15 и 19 августа 2016 года № и № следует, что приказ № об увольнении административного истца с военной службы был издан 4 мая 2016 года, а в период с 18 апреля по 13 мая 2016 года Саховская Т.А. находилась в основном отпуске за 2016 год, который проводила в городе <данные изъяты>. Как пояснила в суде Саховская Т.А., с упомянутым приказом она была ознакомлена не ранее 18-19 мая, по возвращении из отпуска к месту службы.
Данное обстоятельство не оспаривал в суде и представитель начальника Управления ФСБ России по <данные изъяты>.
Административное исковое заявление Саховской Т.А. было подано в суд, как это следует из отметки о регистрации, 5 августа 2016 года, то есть, до истечения предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока на обращение в суд, в связи с чем полагает необходимым рассмотреть административный иск по существу.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим этого же пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого же Федерального закона. Аналогичная норма содержится и в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2016 № 2), где прямо указано, что военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона, запрет на увольнение военнослужащих до предоставления им жилого помещения, должен применяться к военнослужащим изъявившим желание получить жилое помещение по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жилым помещением по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Как видно из копии договора социального найма служебного жилого помещения № от 27 октября 2015 года и выписки по лицевому счету № ООО «Управляющая компания «<данные изъяты>»» от 10 августа 2016 года, административный истец на ее состав семьи обеспечена по месту прохождения военной службы благоустроенной квартирой общей площадью 35,8 кв.м., по адресу: <адрес>.
Из справки начальника Управления ФСБ России по <данные изъяты> от 22 августа 2016 года № следует, что состав семьи Саховской Т.А. состоит из одного человека.
Согласно решениям жилищной комиссии Управления ФСБ России по <данные изъяты> от 20 ноября и 10 декабря 2015 года № и №, Саховская Т.А. с 12 ноября 2015 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства – городе <данные изъяты> в форме получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании Саховская Т.А. подтвердив факт своего нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, в то же время пояснила, что она в ходе бесед с командованием Управления ФСБ России по <данные изъяты> в связи с предстоящим увольнением с военной службы заявляла о своем желании до увольнения с военной службы быть обеспеченной жилым помещением в избранном месте жительства – городе <данные изъяты>.
Таким образом, как установлено в суде, Саховская Т.А. была согласна с увольнением с военной службы, но при условии обеспечения ее до увольнения жилым помещением в избранном месте жительства, то есть нахождение на военной службе административный истец связывает не с ее прохождением, а с реализацией жилищных прав. Судом также установлено, что административный истец по месту прохождения военной службы обеспечена по норме жилым помещением и требований о его освобождении к ней не предъявляется.
Из копии паспорта Саховской Т.А. следует, что датой ее рождения является ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из справки Управления ФСБ России по <данные изъяты> от 15 августа 2016 года №, <данные изъяты> Саховская Т.А. уволена с военной службы в отставку на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона право Саховской Т.А. на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства может быть реализовано без каких-либо ограничений и после увольнения с военной службы, а поэтому действия руководителя Службы организационно-кадровой работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по увольнению административного истца с военной службы в запас являются законными, в связи с чем суд отказывает Саховской Т.А. в удовлетворении ее административного иска в данной части.
Рассматривая доводы административного истца о признании незаконным приказа начальника Управления ФСБ России по <данные изъяты> об исключении ее из списков личного состава части, военный суд исходит из следующего.
Согласно справке Управления ФСБ России по <данные изъяты> от 15 августа 2016 года № административный истец, в связи с увольнением с военной службы, приказом начальника этого Управления от 16 мая 2016 года №, с 24 мая 2016 года исключена из списков личного состава Управления.
Как установлено в суде, Саховская Т.А., достигшая предельного возраста пребывания на военной службе, возражая против ее увольнения с военной службы по этому основанию и последующего исключения из списков личного состава воинской части до обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства, связывает нахождение на военной службе не с ее прохождением, а с реализацией своих жилищных прав.
Вместе с тем, запрет на исключение уволенного с военной службы военнослужащего из списков личного состава воинской части, в отсутствие его согласия на это, в силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, предусмотрен лишь в случае не обеспечения его денежным, вещевым и продовольственным обеспечением. Между тем, данные условия, как установлено в судебном заседании, административным ответчиком были соблюдены, о чем также указала и сама Саховская Т.А.
При таких обстоятельствах увольнение Саховской Т.А. предполагало исключение ее из списков личного состава воинской части в сроки, установленные пунктом 24 статьи 34 приведенного Положения о порядке прохождения военной службы, то есть не позднее дня истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
На основании изложенного суд считает действия начальника Управления ФСБ России по <данные изъяты> по исключению административного истца из списков личного состава части законными, в связи с чем отказывает Саховской Т.А. в удовлетворении ее административного иска в части признания приказа начальника названного Управления от 16 мая 2016 года № незаконным.
Поскольку в удовлетворении административного иска судом отказано, понесенные административным истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации военный суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░