Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 октября 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Архиповой Е.В.
при помощнике судьи: Шеставиной З.Ю.
рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-1911/2023 по административному иску Сокольникова Е.С. к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании действий (бездействия) незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Сокольников Е.С. обратился в суд с административным иском к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент) о признании действий (бездействия) незаконными. В обоснование требований административного иска указано, что 10.07.2023 административный истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации, а именно Приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 789н. Ответом Департамента от 21.07.2023 ему отказано в предоставлении информации. Полагая ответ Департамент незаконным и нарушающим права лица, содержащегося в местах лишения свободы, просил признать действия (бездействие) ответчика, выразившееся в нерассмотрении его обращения и не направлении в компетентный орган – незаконным, взыскать в свою пользу денежную компенсацию за нарушение условий содержания в сумме 10 000 рублей.
Административный истец, будучи извещенным о рассмотрении дела, в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал об обеспечении его участия посредством видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В связи с поступлением указанного ходатайства судом сделан запрос в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Согласно ответа ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 25.09.2023, техническая возможность обеспечения участия административного истца в судебном заседании посредством ВКС отсутствует.
В соответствии с п.9 ч.3 ст. 135 КАС РФ по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение.
Согласно положениям ч.1 ст.142 КАС РФ в случае, если для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, вопрос о его участии в судебном заседании разрешается судом (по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе суда) путем использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности.
Данные нормы предусматривают дополнительный способ участия в судебном заседании и не препятствует лицам, участвующим в деле, иным способом довести свою позицию до суда.
Поскольку техническая возможность обеспечения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю участия стороны посредством видеоконференцсвязи в судебном заседании, назначенном на 11-30 часов 18.10.2023 – отсутствует, заявленное ходатайство административного истца удовлетворению не подлежит, что не лишает сторону административного истца права участия в рассмотрении иным способом и доведения своей позиции до суда.
Представитель административного ответчика Жезлов А.В., действующий на основании доверенности, представил письменные возражения на административный иск, в которых указал на необоснованность требования административного иска ввиду соблюдения департаментом всех требований закона при рассмотрении обращения административного истца, и отсутствии нарушений его прав, в том числе условий содержания. В судебном заседании представитель на доводах письменных возражений настаивал.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено и следует из письменных материалов дела, что Сокольников Е.С. обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просил направить ему Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 789н. Обращение зарегистрировано Департаментом 20.07.2023 №
Ответом Департамента от 21 июля 2023 года Сокольникову Е.С. разъяснены положения ч.ч.1,8 ст.12, ч.4 ст.89, ст.95 УИК РФ, при этом ему отказано в направлении Приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 789н, со ссылкой на отсутствие у органа государственной власти обязанности направлении нормативно-правого акта.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Положениями статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов, органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Согласно положений ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, обращение гражданина представляет собой направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, письменное
Согласно положений ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов
Согласно положений ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 мая 2015 года N 1163-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 данного Федерального закона, государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Такое регулирование, будучи основанным на положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия и что государственные органы не могут подменять друг друга, не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Указанные законоположения предполагают, что во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1230-О).
В судебном заседании установлено, что обращение административного истца, поступившее в Департамент, рассмотрено административным ответчиком в установленный законом срок, уполномоченным лицом, для получения интересующей информации ему было предложено обратиться к руководству исправительного учреждения, воспользоваться услугами адвоката либо приобрести соответствующий печатные издания, где размещен запрашиваемый нормативно-правовой акт.
Направление ответа и факт получения его заявителем - стороной истца не оспаривается. В административном исковом заявлении истец ссылается на ненаправление административным ответчиком по его заявлению Приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них". Данный документ зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2020 N 60010, является нормативно-правовым актом, изданным компетентным федеральным органом государственной власти и находится в свободном доступе на официальных порталах правовой информации. Предметом же рассматриваемых правоотношений является информация, а не тексты нормативно-правовых актов, предоставление текста нормативно-правового акта, как того требуют административный истец, не является способом обеспечения доступа к информации, запрашиваемой у административного ответчика. По тем же основаниям, в данном случае отсутствовала обязанность передачи обращения административного истца в иные органы и учреждения.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
Исходя из совокупного анализа приведенных выше положений ст. 226 КАС РФ, на административном истце лежит бремя доказывания факта нарушения его прав, и в силу этого при заявлении соответствующих доводов на него возложена обязанность доказать, что обращение направлено в адрес административного ответчика и было получено адресатом.
Такая процессуальная обязанность административным истцом исполнена не была, доказательств несоблюдения административным ответчиком требований закона, повлекшего нарушения прав и законных интересов административного истца и неопределенного круга лиц из числа детей – суду не представлено.
Таким образом, основываясь на положениях ст.ст. 62, 63, 70, 84, 226 КАС РФ суд приходит к выводу, что обстоятельств нарушения порядка рассмотрения обращения административного истца к Департаменту – не установлено, административным истцом не доказан факт нарушения его прав административным ответчиком, а потому требования административного иска не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20.07.2023 ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.