Дело № 2а-66/2021
УИД: 37RS0017-01-2021-000030-09
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
8 апреля 2021 г. г.Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи: Минаковой Е.В.,
при секретаре: К.Н.А.,
с участием:
представителя административного истца: Р.А.А.,
административного ответчика: Ю.В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Ю.В.А. о восстановлении срока на подачу административного искового заявления в суд, взыскании задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.,
у с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с указанными выше требованиями к ответчику по тому основанию, что последним в нарушение положений налогового законодательства не уплачен в соответствующий бюджет транспортный налог за <данные изъяты>. в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании по делу представитель административного истца, заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ответчик имел в собственности легковой автомобиль <данные изъяты>. Ответчик обязан был уплатить транспортный налог по этому автомобилю за <данные изъяты>. Однако, эту обязанность не исполнил и до настоящего времени денежные средства в счет уплаты налога, не поступили. В адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ г. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки и пени по транспортному налогу со сроком погашения задолженности ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени ответчик задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>. не оплатил и с учетом положений ст.ст.31, 48 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) административный истец просит взыскать с ответчика указанную денежную сумму. Истцом также заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления в суд, поскольку указанные налоговые обязательства были переданы в МИФНС России № по <адрес> из ИФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже за пределами срока на обращение в суд. Следовательно, у административного истца отсутствовала реальная возможность принятия в установленные сроки мер принудительного взыскания, заявленной в иске задолженности.
Административный ответчик суду пояснил, что с предъявленными требованиями он не согласен. Действительно, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, он имел в собственности легковой автомобиль <данные изъяты>. Транспортный налог за <данные изъяты> г. был им оплачен своевременно. Платежная квитанция о произведенной оплате у него не сохранилась, поскольку со времени оплаты прошло уже более трех лет. Ответчик возражает против восстановления срока на подачу настоящего административного искового заявления в суд, полагая, что отсутствуют уважительные причины для этого.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания сведений, представленных истцом и РЭГ ГИБДД МО МВД России «Родниковский» от ДД.ММ.ГГГГ г., ответчик в период времени с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником легкового автомобиля <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство снято с учета в связи с утилизацией.
Следовательно, в силу положений ст.ст.357, 360 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), ответчик обязан был уплатить транспортный налог за 2014 г. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.. Расчет размера транспортного налога, заявленный истцом к взысканию ответчиком не оспаривается и суд признает его верным, соответствующим положениям НК РФ.
Как следует из содержания документов, представленных суду, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> по адресу регистрации ответчика было направлено требование № об уплате недоимки по транспортному налогу со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ Указанное требование возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ почтой за истечением срока хранения. В силу положений ст.165.1 ГК РФ указанное требование является доставленным ответчику.
Согласно документам, представленным административным истцом СП 2а-961114, заявленная в настоящем иске денежная сумма в счет уплаты транспортного налога от ответчика, не поступала, в связи с чем, доводы ответчика в той части, указанный налог был им оплачен своевременно, суд не принимает во внимание, поскольку достаточной совокупности доказательств в подтверждение данного обстоятельства, суду не представлено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В силу статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страхов взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом), при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ и указанной нормы КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Из обстоятельств установленных судом следует, что срок для взыскания недоимки по транспортному налогу истек ДД.ММ.ГГГГ С настоящим исковым заявлением налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском указанного выше срока. Как следует из пояснений представителя административного истца и письменного текста ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд причиной пропуска этого срока явилось то обстоятельство, что спорные налоговые обязательства были переданы административному истцу из ИФНС России по <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего у административного истца отсутствовала реальная возможность для взыскания недоимки по транспортному налогу в судебном порядке. Согласно сведениям, представленным суду ИФНС России по <адрес> заявление о вынесении судебного приказа в отношении ответчика о взыскании недоимки по транспортному налогу, заявленному в настоящем иске, инспекцией не направлялось. В качестве причин указано на проблемы при подготовке документов для взыскания задолженности в принудительном порядке, отсутствие ресурсов на реализацию процедуры взыскания, ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленные законодательством сроки.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В связи с чем, указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском, учитывая, что ИФНС России по <адрес> и Межрайонная ИФНС России № по <адрес> как часть единой централизованной системы налоговых органов являются профессиональными участниками налоговых правоотношений, осуществляют возложенные на них обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность указанных лиц о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Следовательно, пропущенный административным истцом срок на подачу административного иска в суд не подлежит восстановлению и в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░. ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░.░.░░░░░░░░/
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░: /░.░.░░░░░░░░/