УИД 32RS0027-01-2023-003324-36
Дело № 2а-4764/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Склянной Н.Н.,
при секретаре Кожановой М.В.,
с участием представителя
административного истца Панченко Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокудиной Татьяны Александровны к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокудина Т.А. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым №..., площадью 932 кв.м., расположенного <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального строительства.
19 мая 2023 г. административный истец обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №..., площадью 32 кв.м., прилегающего к основному земельному участку площадью 932 кв.м с кадастровым №....
Решением от 16.06.2023 г. № 29/038814/1 административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям п.п. 11 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ. Административный ответчик указал, что вблизи границ образуемого участка проходит кабель связи, что делает недоступным перераспределение земельных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая нарушенными свои земельные права, административный истец просит суд признать незаконным решение Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым №..., площадью 932 кв.м, расположенного <адрес> и земель, находящихся в государственной собственности, площадью 32 кв.м, оформленное ответом от 16.06.2023 г. № 29/038814/1 и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о перераспределения земельного участка.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте разбирательства дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в судебном заседание не явился, просил провести судебное заседание без участия представителя, представил пояснения, в которых исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска, поскольку при подготовке оспариваемого решения Управление по строительству и развитию территории г.Брянска проинформировало о том, что в соответствии с топографическими материалами, которые имеются в учреждении, вблизи границ образуемого земельного участка проходит кабель связи. В соответствии с п.12.32 таблицы 12.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» нормативное расстояние от кабеля связи до фундаментов ограждений составляет 0,5 м, тогда как до фундаментов зданий и сооружений расстояние составляет 0,6 м. Заключение ПАО «Ростелеком» от 08.09.2022 г. подготовлено в отношении земельного участка с к.н. №..., а справка о градостроительной ситуации Управления по строительству и развитию территорий г. Брянска от 31.05.2023 №29/3-7587 дана в отношении образуемого Прокудиной Т.А. земельного участка.
Представители заинтересованных лиц Брянской городской администрации, Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, ООО «БрянскЭлектро», ПАО «Ростелеком», МУП «Брянский городской водоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Панченко Е.М. заявленные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в перераспределении земельных участков был оформлен письмом №29/03-8814/1 от 16.06.2023. С административным иском истец обратился 17.07.2023. Таким образом, установленный законом трехмесячный срок для обращения за судебной защитой не пропущен.
Полномочия Брянской городской администрации по распоряжению земельными участками установлены Положением об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2015 N 168.
Согласно Положению об Управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденному Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 № 95, Управление является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска, а также организационно-технические функции в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из пункта 1 статьи 11.2, подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
Пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного кодекса.
Так, согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьи 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
На основании пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
На основании пункта 4 указанных Требований Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как установлено судом, Прокудина Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым №..., площадью 932 кв.м, расположенного <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального строительства.
19 мая 2023 г. административный истец обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №..., площадью 32 кв.м., прилегающего к основному земельному участку площадью 932 кв.м. с кадастровым №....
Решением от 16.06.2023 г. № 29/038814/1 административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям п.п. 11 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что согласно топографическим материалам, имеющимся в УСРТ вблизи границ образуемого участка проходит кабель связи, нормативное расстояние от которого до фундаментов ограждений составляет 0,5 м., до фундаментов зданий и сооружений 0,6 м., что делает недоступным перераспределение земельных участков.
Из материалов дела следует, что согласно Правилам землепользования и застройки города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского совета народных депутатов от 26.07.2017 №796, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой индивидуальное жилищное строительство предусмотрено основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства.
В оспариваемом отказе указано, что согласно топографическим материалам, имеющимся в УСРТ, вблизи границ образуемого земельного участка проходит кабель связи, нормативное расстояние от которого до фундаментов ограждений составляет 0,5 м, до фундаментов зданий и сооружений составляет 0,6 м, согласно п.12.35 табл. 12.5 СП 42.1330.2016 «Градостроительств. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Дополнительно указано, что согласно карте зон с особыми условиями использования территорий, охраны природы Генерального плана города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 №465, образуемый земельный участок расположен в 3 поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В соответствии с СаПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» для 3 пояса ЗСО предусмотрен ряд мероприятий с целью сохранения постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения предупреждения возможности ее загрязнения. В пределах 3 пояса ЗСО градостроительная деятельность допускается при условии обязательного канализования зданий и сооружений, благоустройства территорий, организации поверхностного стока.
Административным ответчиком сделан вывод о том, что в силу п.5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается перераспределение земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием, что в соответствии с пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на пп.11 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено п. 5 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют, использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Так, в силу п.5 ст. 39.27 ЗК РФ если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Пунктом 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской. Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с заключением Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, подготовленным по запросу Управления при рассмотрении обращения административного истца, образуемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки г. Брянска, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 №796, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Вместе с тем, Управление по строительству и развитию территории г. Брянска проинформировало о том, что в соответствии с топографическими материалами, которые имеются в учреждении, вблизи границ образуемого земельного участка проходит кабель связи.
В соответствии с пунктом 12.35 таблицы 12.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» нормативное расстояние от кабеля связи до фундаментов ограждений составляет 0,5 м, до фундаментов зданий и сооружений расстояние составляет 0,6 м.
Из материалов дела следует, что согласно справке о градостроительной ситуации №29/03-7587 от 26.05.2023 Управления по строительству и развитию территории г. Брянска при перераспределении земельных участков необходимо предусмотреть сохранение ширины существующего внутриквартального проезда не менее 6м.
В указанной справке также отмечено, что информация о наличии инженерных коммуникаций содержится на неактуализированной топографической основе. Данные сведения подлежат уточнению в рамках проведения инженерно-геодезических изысканий.
Однако основанием отказа в перераспределении земельного участка послужило именно нахождение вблизи границ образуемого земельного участка кабеля связи по данным топографических материалов.
Сообщением от 11.10.2023 № 0320/05/5278/23 ПАО «Ростелеком» представлена информация об отсутствии линий связи, расположенных в пределах границ земельного участка <адрес> с кадастровым №... общей площадью 964 кв.м., информация представлена по судебному запросу в отношении образуемого Прокудиной Т.А. земельного участка.
Оценивая обоснованность оспариваемого отказа, суд учитывает, что административным ответчиком не представлены доказательства его законности с учетом установленных судом обстоятельств, в решении содержится лишь ссылка на недопустимость перераспределения земельных участков, в связи с прохождением кабеля связи вблизи границ образуемого земельного участка.
Однако данные обстоятельства опровергаются материалами дела.
Таким образом, административный ответчик не имел правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления о перераспределении земельных участков по данному основанию.
С учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, исходя из того, что административным ответчиком не представлено доказательств соответствия требованиям закона решения об отказе административному истцу в перераспределении земельных участков, испрашиваемый истцом земельный участок не ограничен в обороте, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
С учетом того, что в силу действующего законодательства вопрос о перераспределении земельных участков отнесен к компетенции органа исполнительной власти, суд считает, что восстановление прав истца возможно путем возложения на Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обязанности повторно рассмотреть заявление Прокудиной Т.А. о перераспределении земельного участка площадью 932 кв.м., расположенного <адрес>, кадастровый №... и земель, находящихся в государственной собственности, площадью 32кв.м и утверждении схемы их расположения.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №29/038814/1 ░░ 16.06.2023 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 932 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №... ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 32 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 932 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №... ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 32 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2023