Решение
именем Российской Федерации
21 декабря 2022 года город Черемхово
Черемховский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретаре Котиевой А.А., с участием представителя административного истца - помощника прокурора г. Черемхово Кулакова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-536/2022 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Парфеновского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда,
установил:
административный истец обратился с иском к администрации Парфеновского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в обоснование административных исковых требований указав, что прокуратурой города в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда установлено следующее. В Парфеновском сельском поселении в 2019 году реализовывалась региональная подпрограмма «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на 2019-2024 годы» государственной программы <адрес> «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, и соответствующая муниципальная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Парфеновского МО на 2019-2024 годы», утвержденная постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках которой осуществлено переселение граждан из жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <адрес>, д. Савинская, <адрес>. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления. При этом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности. Заключением межведомственной комиссии администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес>, д. Савинская, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Граждане из вышеуказанного аварийного жилья расселены в 2019 году, споров по вопросам изъятия о предоставления взамен иных жилых помещений на праве собственности или условиях социального найма не имеется. При этом, до настоящего времени администрацией поселения, как собственником жилого дома, не приняты меры по сносу указанного аварийного дома, что представляет опасность для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, при возможном осуществлении его самовольного разбора, нахождения в жилом помещении. Бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Таким образом, обязанности по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, обеспечения безопасности населения законом возложены на администрацию Парфеновского сельского поселения. Непринятие своевременных мер по сносу аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, по мнению административного истца. создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес главы Парфеновского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства с требованием осуществить снос аварийного дома. Однако по настоящее время ответчиком представление не исполнено. На основании изложенного, административный истец просить обязать администрацию Парфеновского сельского поселения снести аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. Савинская, 35 в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик администрация Парфеновского муниципального образования в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, письменных возражений относительно заявленных требований не представлено.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из положений ст.2 ЖК РФ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно постановления администрации Парфеновского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден перечень муниципальных многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Из ответа администрации <адрес> муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках реализации мероприятий программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» на 2019-2022 годы государственной программы <адрес> «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп в 2019 году муниципальными образованиями Бельским, Парфеновским, Новогромовским, посредством приобретения жилых помещений, осуществлено переселение граждан из аварийных домов, расположенных п адресу: <адрес>, <адрес>,<адрес>, <адрес>. Снос дома по адресу: <адрес> Парфеновское муниципальное образование, <адрес> планируется в 2023 году.
Согласно выписке из ЕГРН помещение с кадастровым номером 38:20:131801:354, расположенное по адресу: <адрес>, д. Савинская, <адрес> принадлежит на праве собственности Администрации Парфеновского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес Парфеновского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства с требованием осуществить снос названного выше аварийного дома.
Согласно ответа администрации Парфеновского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора <адрес> рассмотрено. Администрация Парфеновского муниципального образования признало утратившей силу муниципальную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, на территории Парфеновского муниципального образования на 2019-2024 годы государственной программы <адрес> «Доступное жилье» на 2019-2024 годы». Снос аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Савинская, <адрес> будет выполнен в срок до ноября 2021 года.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
По смыслу п. 5 ч. 2 ст. 2 указанного закона сносом здания или сооружения завершается жизненный цикл здания или сооружения, то есть период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст.239.2 ГК РФ) (под.3.2 пункта 2).
Таким образом, ответчик обязан был принять все меры как по отселению проживающих в нем граждан, в том числе путем выселения или выкупа жилых помещений, так и по сносу аварийных домов.
При указанных обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что не осуществление мероприятий по сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранения имущества третьих лиц, поскольку он расположен в зоне жилой застройки, деревянный, наличие свободного доступа в данный аварийный дом не исключает совершение в нем правонарушений, в том числе террористических актов. Кроме того, непригодный для проживания дом ухудшает внешний облик населенного пункта, сдерживает развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность сельского поселения.
Учитывая, что административный ответчик исчерпывающих мер к сносу дома не предпринял, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности снести аварийный многоквартирный дом по адресу указанному в иске.
При определении срока выполнения мероприятий, указанных в иске, суд, руководствуясь принципом исполнения решения в разумные сроки, наряду с объемом и характером выявленных нарушений, учитывает, что исковое заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с целью обеспечения требований безопасности, несоблюдение которых создаст угрозу жизни или здоровью граждан, проживающих на территории <адрес>, в связи с чем, полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения судебного решения в два месяца, в течение которого ответчиком должны быть выполнены соответствующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций.
На основании ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, не подлежит взысканию с административного ответчика, поскольку администрация Парфеновского сельского поселения, от уплаты государственной пошлины по делам в судах общей юрисдикции освобождена согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь стст.175-181 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1053820016040 ░░░ 3820010178) <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> №░-536/2022, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.