№2а-664/2023
УИД №03RS0053-01-2023-000637-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кушнаренково 18 декабря 2023 года
Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Белорусовой Г.С.,
при секретаре Михайловой И.В.,
с участием представителя административного истца Галиуллиной Р.М. Сытник С.И.,
представителя административного ответчика администрации МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан Ахуновой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галиуллиной Р.М. к администрации сельского поселения Старотукмаклинский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий при проведении инвентаризации земель,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Галиуллина Р.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РБ о понуждении внести изменения в ЕГРН, к администрации сельского поселения Старотукмаклинский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий при проведении инвентаризации земель.
В обоснование иска указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №. В 2008 году земельный участок перешел по наследству от матери (свидетельство о праве собственности прилагается).
Площадь земельного участка в ЕГРН зарегистрирована 4421 кв.м. На основании этих данных о площади земельного участка налоговым органом осуществляется расчет и выставление счета для уплаты земельного налога.
В октябре 2020 года смежным землепользователем земельного участка с кадастровым номером № был предъявлен иск об установлении границ земельного участка (о реестровой ошибке). В ходе рассмотрения дела была проведена судебная землеустроительная экспертиза, экспертом Сабитовым И.М. ООО «БГЦ» определены координаты земельного участка с кадастровым номером №. ДАТА Кушнаренковским районным судом РБ по гражданскому делу № было вынесено решение об удовлетворении требований Галлямой Х.Ф. в части установления координат смежной границы участков с кадастровыми номерами № в соответствии с координатами экспертного заключения по точкам н5-н9.
Управлением Росреестра по РБ решение суда в полной мере исполнено не было, площадь ее земельного участка осталась некорректной (4421 кв.м).
ДАТА Управлением Росреестра по РБ было направлено в ее адрес письмо о наличии реестровой ошибки с противоположной стороны участка, предложены координаты для исправления реестровой ошибки и трех месячный срок по истечении которого данные (в случае отсутствия возражений) должны быть внесены в ЕГРН. Фактическая площадь ее земельного участка по расчетам Управления Росреестра РБ должна составить 4268 кв.м.
По истечении 3-х месячного срока сведения в ЕГРН оказались не внесены. На ее запрос о причинах невнесения сведений от Управления Росреестра РБ поступил ответ с указанием, на то, что сведения не были внесены в связи с поступлением возражения от ДАТА от правообладателя смежного участка с кадастровым номером № Указанное возражение повлекло невозможность исправления реестровых ошибок в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, в связи с тем, что при исправлении ошибок требуется рассматривать одновременно весь массив, состоящий из земельных участков последовательно соединенных между собой общими смежными границами («эффект домино»). Указано на необходимость устранения реестровой ошибки в судебном порядке.
Из-за некорректных данных в ЕГРН нарушаются ее имущественные права, причинен ущерб, фактически она уже 15-лет оплачивает земельный налог в большем размере; госорган знает о реестровой ошибке, но бездействует. Без устранения реестровой ошибки невозможно восстановление ее прав.
Земельные участки поставлены на учет по результатам инвентаризации земель 2000-х годов. Заказчиком услуг выступала администрация Кушнаренковского района. Членами комиссии были должностные лица администрации Казарминского сельсовета Кушнаренковского района РБ. В результате ошибки допущенной представителями органов местного самоуправления она несет имущественные потери, убытки. Неоднократно она обращалась в СП Старотукмаклинский сельсовет, администрацию Кушнаренковского района Республики Башкортостан, Минземимущество РБ с целью поднять из архива оригиналы материалов инвентаризации, инициировать комплексные кадастровые работы и установить причину ошибки, но всё безрезультатно. Считает, что местные власти бездействуют и не хотят исправлять свою ошибку.
Оригиналы материалов инвентаризации в СП Старотукмаклинский сельсовет Кушнаренковского р-на не сохранены. По ее запросу были предоставлены лишь списки землепользователей и акты согласования границ без подписей самих собственников. Такое халатное отношение к учету земель при проведении инвентаризации, стало причиной возникновения реестровой ошибки.
Просила принудить Управление Росреестра РБ внести изменения в ЕГРН и установить смежную границу с земельным участком № по координатам, предоставленным в заключении эксперта ООО «БГЦ» на стр. 12 в таблице № от точки н27 до точки н30.
Признать незаконными действия администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан и администрации СП Старотукмаклинского сельсовета МР Кушнаренковского района РБ при проведении инвентаризации земель дер. Казарма и повлекшими реестровую ошибку при постановке земель на кадастровый учет.
Административный истец Галиуллина Р.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель административного истца Сытник С.И. в судебном заседании административный иск Галиуллиной Р.М. поддержала в части требований к администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан и администрации СП Старотукмаклинского сельсовета МР Кушнаренковского района РБ по основаниям, изложенным в административном иске, также пояснила, что после ознакомления с материалами инвентаризации, установлено, что акте согласования границ земельных участков отсутствует подпись Вильдановой М.М., что свидетельствует о том, что согласование границ земельных участков не проводилось, замеры должным образом не проведены. В части требований к Управлению Росреестра по РБ о внесении изменений в ЕГРН и установлении смежной границы от административного иска отказалась в связи с добровольным исполнением требований административного истца.
Представитель административного ответчика – администрации МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан Ахунова Э.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что инвентаризация земель населенных пунктов района проводилась земельно-кадастровым бюро, привязка осуществлялась к условной системе координат с использованием материалов аэрофотосъемки от 1992 года. После проведения инвентаризации были изменения в системе координат, используемых при кадастровом учете земельных участков, что привело к возникновению реестровых ошибок.
Представитель административного ответчика – сельского поселения Старотукмаклинский сельсовет МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Заинтересованные лица Иркабаева Г.Р., Даукаева Ф.С.,Галеев Ф.Х., Ситдиков Ф.А., Валеев М.М., Галиуллина Р.С., Такиев И.М., Файзуллина И.М., Латыпов В.Г., Гарипов Г.Г., Букартык С.А., Гусманова А.С., Галлямова Ф.Х., представители Минземимущества по Республике Башкортостан, прокуратуры Кушнаренковского района Республики Башкортостан, Управления Росреестра по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца Сытник С.И., представителя административного ответчика – администрации МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан Ахунову Э.Р., изучив материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения административного иска не находит.
В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от ДАТА исковые требования Галлямовой Ф.Х. к Галиуллиной Р.М. об исправлении реестровой ошибки и определении границ земельного участка удовлетворены частично.
Признано наличие реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости в части местоположения границ и поворотных точек между земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу <адрес> и земельным участком с кадастровым номером № расположенным по адресу <адрес>.
Решение вступило в законную силу ДАТА.
В соответствии с заключением эксперта № от ДАТА ООО «БашГеоЦентр» проведенной по указанному гражданскому делу судебной землеустроительной экспертизой выявлена реестровая ошибка в сведениях ЕГРН, допущенная при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка административного истца Галиуллиной Р.М., также указано, что сведения о земельном участке внесены в сведения ЕГРН на основании материалов инвентаризации земель.
Таким образом, ДАТА административный истец Галиуллина Р.М. достоверно знала о реестровой ошибке в сведениях ЕГРН, допущенная при постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка, поставленного на учет на основании материалов инвентаризации земель.С настоящим административным иском Галиуллина Р.М. обратилась в суд ДАТА, то есть с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, когда иные доводы судебной проверке не подлежат.
У суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного иска в суд в установленный трехмесячный срок, истцом не приведено, доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска срока суду не представлено, о восстановлении процессуального срока не заявлено.
В силу ч. 1 ст. 178 и ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В соответствии Постановлением Совета Министров РБ от ДАТА N 210 "Об организации работ по инвентаризации земель населенных пунктов" в целях упорядочения и эффективного использования земель, получения необходимых сведений для правильного налогообложения за земельные ресурсы, обеспечения ведения земельного кадастра городов и других населенных пунктов впервые в республике в течение 1993-95 годов намечено проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 указанного Постановления генеральным заказчиком по инвентаризации земель населенных пунктов определен Госкомзем Республики Башкортостан наделен полномочиями на заключение с геодезическими, строительно - изыскательскими предприятиями и организациями городов и республики на выполнение инвентаризационных работ.
В соответствии с п.п. 3-8 Положения о порядке проведения инвентаризации земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве, утвержденного Постановлением Совета Министров РБ от ДАТА N 361 для проведения инвентаризации в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно - градостроительной и санитарно - эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители поселковых, сельских администраций, а также землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители.
При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.
Состав комиссии утверждается главой местной администрации.
При проведении инвентаризации выявляются: соответствие документов, удостоверяющих право юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки; нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.
В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.
По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.
В случае разногласий между членами комиссии в акте указывается особое мнение отдельных ее членов с обоснованием причин несогласия.
Форма акта утверждается Государственным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан.
Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.
Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации права на землю и внесения соответствующих изменений в земельно - кадастровую документацию.
На основании п.п. 2.3, 2.4 Руководства по инвентаризации земель населенных пунктов Республики Башкортостан, утвержденного Распоряжением Совета Министров РБ от ДАТА N 933-р, администрации, мэрии городов, районов:
- принимают соответствующие постановления о проведении инвентаризации земель населенных пунктов и организует их публикацию в средствах массовой информации;
- передают соответствующим Комитетам по земельным ресурсам и землеустройству права по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов, оказывает им расчетные счета и наделяют их полномочиями заказчика на эти работы;
- утверждают состав районной, городской и поселковой комиссии по инвентаризации земель;
- определяют роль городских и поселковых служб, организаций, органов управления, исполнителей в проведении работ по инвентаризации земель, устанавливают порядок, ответственных, сроки проведения работ, систему контроля и отчетности;
- устанавливают ответственность городских и поселковых служб, юридических и физических лиц в предоставлении материалов и информаций, необходимых для проведения инвентаризации;
- учреждают результаты законченной инвентаризации земель по кварталам и массивам;
- после рассмотрения Госкомземом РБ сводных материалов по инвентаризации в целом согласовывают и представляют на утверждение местным Советам народных депутатов.
Гор(рай)комземы осуществляют:
- подготовку проекта постановления администрации о проведении инвентаризации городских, поселковых земель;
- формирование состава районной, городской, поселковой комиссии по инвентаризации земель;
- разработку плана и графика проведения работ по инвентаризации земель;
- разработку и утверждение технических заданий на выполнение работ по инвентаризации земель по согласованию с Госкомземом РБ и заключение на их основе договора с подрядчиком;
- организацию контроля и приемку работ у подрядчика;
- рассмотрение материалов по итогам инвентаризации земель по каждому законченному кварталу, массиву, по городу, поселку в целом и подготовку предложений по совершенствованию земельных отношений и землепользования и представление их на утверждение администрации, мэрии города, района, поселка, после согласования с Госкомземом РБ.
- организация системы хранения материалов инвентаризации на бумажной основе и на магнитных носителях.
В соответствии с материалами по инвентаризации земель населенного пункта д. Казарма Казарминского сельсовета Кушнаренковского района Республики Башкортостан ДАТА создана комиссия по инвентаризации земель населенных пунктов.
ДАТА председателем райкомзема Кушнаренковского района Республики Башкортостан утвержден акт о проведении инвентаризации земель.
Исходя из полномочий, утвержденных Распоряжением Совета Министров РБ от ДАТА N 933-р организация контроля и приемка работ у подрядчика, рассмотрение материалов по итогам инвентаризации земель по каждому законченному кварталу, отнесены к полномочиям райкомземов.
Райгоркомзем является структурным подразделением Госкомзема РБ, имеет печать установленного образца и другие необходимые для своей деятельности печати и штампы со своим наименованием, может иметь расчетный и текущие счета в учреждениях банка в соответствии с приказом от ДАТА N 34 «Об утверждении примерного Положения о районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству».
С учетом изложенного, исходя из того, что в соответствии Руководством по инвентаризации земель населенных пунктов Республики Башкортостан, утвержденным Распоряжением Совета Министров РБ от ДАТА N 933-р, на администрации районов возложена функция общего руководства инвентаризацией земель населенных пунктов, а функция по проверке и приемке работ по инвентаризации земель возложена на райкомземы, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации МР Кушнаренковский район Республики Башкортостан нарушений закона, которые привели к возникновению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке административного истца, и оснований для удовлетворения иска не находит.
Также суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части требований к администрации сельского поселения Старотукмаклинский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан поскольку на администрации сельских поселений функции по приемке и контролю результатов инвентаризации земель в соответствии вышеуказанными нормативно-правовыми актами возложено не было.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.