РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2022 года город Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Будановой Л.Г.,
при секретаре Пикалиной А.С.,
с участием помощника прокурора г. Тулы Юдиной Н.В.,
представителя административного истца Кузнецовой Е.В. по доверенности Казаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1190/22 по административному иску Кузнецовой Елены Валериевны к администрации г. Тулы об оспаривании постановления администрации города Тулы от дата № «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части установления красных линий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Кузнецова Е.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Тулы о признании недействующим постановления администрации г. Тулы от дата № «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части установления красных линий в кадастровом квартале №, проходящих по земельному участку с кадастровым номером: №, площадью 1068 кв.м. с расположенным на нем объектом недвижимости по адресу: <адрес>, <адрес>, обязании администрации г. Тула в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании администрации г. Тулы.
В обоснование заявленных требований административный истец Кузнецова Е.В. указала, что является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Жилой дом и земельный участков принадлежит на праве собственности на основании договора дарения от дата.
Земельный участок с кадастровым номером № состоит на государственном кадастровом учете, его границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно землеустроительному делу на земельный участок с кадастровым номером № площадь земельного участка так же вычислялась аналитическим методом.
Межевые работы проводились согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденных Роскомземом от дата в местных и условных системах координат.
О том, что местоположение границ земельного участка, по сведениям ЕГРН не соответствует местоположению ограждению, по которому эти границы устанавливались при формировании участка административному истцу стало известно лишь по результатам контроля в отношении обследования земельного участка, проведенного сотрудниками Министерства земельных и имущественных отношений Тульской области.
Кроме того, указала, что фактически данная часть земельного участка не является территорией общего пользования, ею не пользуется неограниченный круг лиц. На данном земельном участке отсутствуют линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением администрации <адрес> № от дата «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» утверждено прохождение красных линии по земельному участку, принадлежащему административному истцу.
Считает, что красная линия установлена без учета фактического землепользования земельным участком, что приводит к нарушению ее прав по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.
Полагает, что по смыслу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии устанавливаются только в целях обозначения границ территории общего пользования. Из толкования норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации следует, что что в состав территорий, ограничиваемых красными линиями, могут включаться лишь земельные участки, предназначенные для общего пользования населением и организациями соответствующего населенного пункта. Соответственно в состав указанных территорий не могут включаться полностью или частично земельные участки, не относящиеся к земельным участкам общего пользования, находящиеся в собственности или ином законном пользовании индивидуально определенных физических и юридических лиц и предназначенные, в том числе для размещения и эксплуатации принадлежащих указанным лицам объектов недвижимого имущества. Следовательно, включение компетентным органом местного самоуправления в состав территорий общего пользования земельного участка посредством установления в пределах границ красных линий не соответствует приведенным выше нормам п. 11 ст. 1 ГрК РФ и ч. 12 ст. 85 ЗК РФ.
Отмечает, что администрацией города Тулы при подготовке постановления в оспариваемой части не были приняты во внимание положения пунктов 1.3.1, 4.1, подпунктов 6,7 пункта 3.2.1, подпунктов 1 и 4 пункта 3.2. Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150, из которых следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки.
В проекте красных линий в г. Туле, утвержденном органом местного самоуправления, отсутствует ведомость расчета координат точек красных линий, точки не закреплены на местности геодезическими знаками.
Оспариваемое постановление было принято после выделения земельного участка и введения в эксплуатацию жилого дома. Целевое использование земельного участка не изменялось.
Считает, что для устранения нарушения прав собственников земельного участка, необходимо внести изменения в сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в части прохождения красной линии в соответствии с фактическим границами земельного участка, так как пересечение красной линией земельного участка, принадлежащего административному истцу, противоречит требованиям Инструкции о порядке проектирования установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 18-30 «РДС 30-201-98», Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 г. № 150, статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По заявке административного истца ООО «Управление Кадастра Недвижимости» подготовлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с нанесением изменения прохождения красной линии.
Часть земельного участка, расположенная за границей красной линии определена координатами поворотных точек 1-2-3-4-5-1.
В судебное заседание административный истец Кузнецова Е.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца Кузнецовой Е.В. по доверенности Казакова О.В. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в представленных письменных возражениях против заявленных требований возражал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель заинтересованного лица АО «Тулагоргаз» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, заслушав заключение помощника прокурора г.Тулы Юдиной Н.В., полагавшей правильным в удовлетворении административных исковых требований Кузнецовой Е.В. отказать, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Постановлением администрации г. Тулы от 13.10.2014 года № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», опубликованном 31.07.2014 в издании «Тула» № 28, утвержден проект линий градостроительного регулирования в городе Туле.
Частью 1 ст. 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 года № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» устанавливает линии градостроительного регулирования в городе Туле, обязательные для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений, носит нормативный характер, поскольку содержит предписание, направленное на регулирование земельных и градостроительных правоотношений, адресуемое неопределенному кругу лиц и предполагает его неоднократное применение.
Кузнецова Е.В. обратилась в суд за признанием постановления администрации г. Тулы от дата № № «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» недействующим в части установления красной линии в кадастровом квартале №, проходящих по земельному участку с кадастровым номером № площадью 1068 кв.м. с расположенным на нем объектом недвижимости по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, Кузнецова Е.В. с дата является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1068 +/-11кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>й <адрес>, вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом.
Также из представленных выписок из ЕГРН усматривается, что Кузнецова Е.В. на основании договора дарения от дата является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, ул. <адрес>й <адрес>.
В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50).
При проверке судом указанных обстоятельств установлено следующее.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения городского округа.
В целях создания благоприятных условий для осуществления градостроительной деятельности и регулирования земельных отношений на территории г. Тулы, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования г. Тула, администрацией г. Тулы постановлением от 29.08.2013 № 2829 утверждено Положение о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле (далее – Положение).
В силу п. 2.7 данного Положения исходной документацией для разработки проекта линий градостроительного регулирования являются: 1) Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 № 32/676; 2) Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 № 65/1406; 3) сведения государственного кадастра недвижимости; 4) растровые топографические планы (планшеты) территорий М 1:500 в формате TIF, имеющиеся на дату заключения муниципального контракта, при наличии соответствующего разрешения; 5) утвержденная градостроительная документация.
Согласно п. 2.8 Положения план линий градостроительного регулирования отражает существующие линии градостроительного регулирования (при их наличии), современное использование сложившейся застройки и устанавливает планируемые линии градостроительного регулирования.
На основании п. 2.12 Положения проект линий градостроительного регулирования подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, по итогам которых может быть произведена доработка проекта линий градостроительного регулирования.
Глава администрации города Тулы с учетом протокола и итогов (рекомендаций) о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении проекта линий градостроительного регулирования или об отклонении и направлении его на доработку с учетом указанных протокола и итогов (рекомендаций) (п. 2.14 Положения).
Пунктом 2.15 Положения предусмотрено, что утвержденный проект линий градостроительного регулирования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте администрации города Тулы в сети «Интернет».
Из материалов дела усматривается, что подготовка проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле осуществлялась в рамках муниципального контракта, заключенного администрацией города Тулы с разработчиком – ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» № 4 от 30.01.2014 на выполнение работ по подготовке проекта Сводного плана красных линий на территории муниципального образования город Тула.
Проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, итоги которых опубликованы в общественно-политической газете «Тула» 31.07.2014 № 29.
Доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации относительно красных линий в оспариваемой части не представлено.
Проект оспариваемого нормативно-правового акта получил положительное заключение прокурора, не усмотревшего противоречий и несоответствия проекта нормативно-правовым актам большей юридической силы.
Устав города Тулы предусматривает, что администрацией г. Тулы (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) руководит глава администрации г. Тулы на принципах единоначалия (ст. 53 Устава в редакции от 17.07.2013 года).
Полномочия подписавшего оспариваемое постановление заместителя главы администрации города по местному самоуправлению ФИО8 на реализацию полномочий главы администрации подтверждены представленным административным ответчиком Распоряжением администрации города Тулы от 26.09.2014 года № 2/780-р. Об исполнении обязанностей главы администрации муниципального образования город Тула.
Постановление от 13.10.2014 года № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» опубликовано в газете «Тула» от 23.10.2014 года № 41 с графическими приложениями по районам города.
Факт размещения в установленном порядке сведений об итогах публичных слушаний на сайте Тульской городской Думы в сети «Интернет», а также оспариваемого постановления на официальном сайте администрации участниками по делу не оспаривался.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Представленными административным ответчиком документами подтверждено опубликование оспариваемого постановления в официальном печатном издании, что свидетельствует о соблюдении порядка его опубликования.
Результаты публичных слушаний также были опубликованы надлежащим образом, позволяющим ознакомиться с ними неограниченному кругу лиц, чьи права затрагиваются обсуждавшимся на публичных слушаниях проектом линий градостроительного регулирования.
Постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в оспариваемой части действует в редакции от 13.10.2014.
Сведений об изменении утвержденных линий градостроительного регулирования в оспариваемой части с момента принятия постановления администрации города Тулы от 13.10.2014 № 3204 не представлено.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (п. 12).
В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ, красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
На момент принятия оспариваемого постановления действующее законодательство, в том числе Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) предусматривало возможность установления красных линий органами местного самоуправления до разработки документации по планировке территории.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Согласно подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждение регламентированы Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года № 150), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, (введена в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 «РДС 30-201-98»).
По смыслу п.п. 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (п. 4.4 Инструкции).
Таким образом, правовое регулирование как в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так и в настоящее время не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, в то время как возможность оспаривания в судебном порядке законности соответствующего административного акта связано с нарушением прав и законных интересов лиц, обратившихся с административным иском.
В кадастровом деле объекта недвижимости № – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>й <адрес> содержится Постановление главы администрации <адрес> от дата № О формировании земельного участка по <адрес>му <адрес>у, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым утвержден проект границ формируемого для индивидуального жилищного строительства земельного участка, площадью 1068 кв.м. и градостроительный план этого земельного участка.
По поручению Главы администрации <адрес> МУП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» подготовлен межевой план земельного участка и произведена его постановка на государственный кадастровый учет.
Согласно сведениям кадастрового дела земельный участок поставлен на кадастровый учет по заявлению МУП МО <адрес> «Центр градостроительства и землеустройства <адрес>» от дата с целью подготовки постановления на строительство, земельному участку присвоен кадастровый №.
Из пояснительной записки МУП МО <адрес> «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» к Проекту границ земельного участка, утвержденного Постановлением Главы администрации <адрес> от дата №, следует, что проект границ земельного участка разработан на материалах топографического плана М 1:500, выполненного МУП «Центр ГиЗ г. Тулы», согласованной с инженерными службами города и группой геодезического надзора Московского окружного управления геодезии и картографии дата (номенклатура планшета: Л-4-10).
Также в пояснительной записке указаны документы, которые использовались при составлении проекта границ, в том числе: сведения государственного земельного кадастра, предоставленные Управлением Роснедвижимости по <адрес> в виде выписки из ГЗК № от дата в форме кадастрового плана территории в кадастровом квартале №, проект застройки индивидуального строительства в районе н.<адрес> и н.<адрес>, выполненный ОАО «Тулархпроект» согласованный Главархитектурой <адрес>; генплан и ТЭО генплана, разработанные институтом «Гипрогор» <адрес>, а также Дежурная карта г.ФИО14 ФИО15.
Кроме того, в пояснительной записке указано, что границы образованного в процессе территориального землеустройства земельного участка спроектированы с учетом красных линий, нанесенных управлением градостроительства и архитектуры администрации <адрес> дата и проектной документации, согласованной Главархитектурой <адрес>.
Новый объект землеустройства образован из состава несформированных резервных земель. Определение площади земельного участка выполнено аналитическим способом с использованием компьютерных программ с применением алгоритма вычисления площади по координатам вершин поворотных точек
В представленном административным истцом проекте границ земельного участка, утвержденном постановлением главы администрации <адрес> от дата №, содержится проектный план земельного участка, в соответствии с которым границы образуемого земельного участка спроектированы с учетом нанесенных красных линий.
В кадастровом деле содержится ситуационная схема земельного участка в масштабе М1:500, из которой усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № образован с учетом имеющейся застройки и инфраструктуры по ул. проезд <адрес> и <адрес>.
Постановлением Главы администрации <адрес> от дата № земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на землях населенного пункта (<адрес>) по <адрес>му <адрес>у, <адрес> в <адрес>, площадью 1068 кв.м. предоставлен ФИО10 в аренду на пять лет для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома.
дата Комитет имущественных и земельных отношений администрации <адрес> в лице председателя комитета ФИО9 и гражданин ФИО10 заключили Договор № аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 1 вышеуказанного Договора, предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №, площадью 068 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по 1-му <адрес>, 2 (примерно в 38 м по направлению на северо-запад от ориентира индивидуальный жилой дом, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: <адрес>, р-н Привокзальный, <адрес>). Границы земельного участка закреплены на местности (отмежеваны), поставлены на государственный кадастровый учет и обозначены на прилагаемом к Договору кадастровом плане территории земельного участка.
дата Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> и ФИО10 заключили соглашение о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка №В1623Г от дата, согласно которому новый арендатор ФИО2 принимает на себя в полном объеме права и обязанности по договору аренды № от дата земельного участка № площадью 1068 кв.м.
На основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений <адрес> № от дата «О предоставлении ФИО2 в собственность земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир индивидуальный жилой дом. Участок находится примерно в 38 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: обл. Тульская, <адрес>, <адрес> <адрес>», дата между Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> между и ФИО2 заключен Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1068 кв.м.
Вышеуказанный земельный участок, площадью 1068 кв.м. передан ФИО2 по акту приема-передачи от дата.
Право собственности на земельный участок, площадью 1068 кв.м. и расположенный на нем жилой дом перешло ФИО11 на основании договора дарения от дата.
Право собственности административного истца ФИО3 на вышеуказанные объекты недвижимости возникло на основании договора дарения от дата.
Согласно сведениям ГУ ТО «Областное бюро технической инвентаризации» инвентарное дело на объект недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, не числится.
дата Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> в результате проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, определена площадь земельного участка, с кадастровым номером <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, муниципальное образование <адрес>, №й <адрес>, которая составила 447 кв.м. В результате проведения мероприятия по контролю установлено, что земельный участок площадью 447 кв.м. используется ФИО3 без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в связи с чем в действиях Кузнцевой Е.В. выявлены признаки нарушения требований статей 25,26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 «Самовльное занятие земельного участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
дата представитель Кузнецовой Е.В. по доверенности ФИО13 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> по вопросу перераспределения земельного участка с кадастровым номером 71:30:020512:122, представив схему расположения земельного участка.
Рассмотрев вышеуказанное обращение Министерством имущественных и земельных <адрес> отказано в перераспределении земельного участка в связи с тем, что границы образуемого земельного участка определены без учета охранной зоны линии газопровода, формируемый земельный участок частично будет находиться за пределами красных линий, определяющих существующие, планируемы границы территории общего пользования. Площадь вновь образуемого земельного участка будет составлять 1552 кв.м., что превышает установленный Постановлением администрации <адрес> от дата № максимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства.
Из представленных заинтересованным лицом АО «Тулагоргаз» документов и отзыва на административное исковое заявление усматривается, что в границах существующего ограждения земельного участка по фактическому пользованию проходят распределительные газопроводы среднего и низкого давления диаметром 159,108 мм. Указанные газовые сети проходят вдоль улиц <адрес>. Сооружения – газопроводы принадлежат на праве собственности АО «Тулагоргаз», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата сделана запись регистрации № (Свидетельство №-АГ № от дата). Газопроводы находятся в зоне обслуживания АО «Тулагоргаз», в отношении них установлена охранная зона, в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства № от дата. Сведения о границах охранной зоны внесены в Единый государственный реестр недвижимости под учетным номером 71:30-6.706 и отображаются на публичной кадастровой карте. Для газораспределительных сетей устанавливается охранная зона вдоль трасс наружных газопроводов, в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
Газопроводы и сооружения на них отнесены законодателем к числу источников повышенной опасности, для обеспечения их безопасной и безаварийной эксплуатации, предъявляются особые требования, установленные в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации № от дата «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
Охранная зона существенно ограничивает ведение какой-либо хозяйственной деятельности на землях, земельных участках, входящих в нее.
В целях обеспечения безопасного и бесперебойного газоснабжения потребителей и во избежание аварийных ситуаций при эксплуатации системы газоснабжения, действующие наружные газопроводы и сооружения подлежат периодическим обходам, приборному техническому обследованию для выявления мест повреждений изоляционного покрытия стальных газопроводов, диагностике технического состояния, текущим и капитальным ремонтам с установленной периодичностью.
Судом установлено, что административным истцом самовольно были изменены границы земельных участков, в связи с чем, установленный им забор вышел за пределы красной линии. Желание административного истца сформировать земельные участки за пределами красной линии не свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление незаконно.
Довод административного истца о том, что при проведении землеустроительных работ, площадь земельного участков вычислялась аналитическим методом, то есть без выезда на местность, без учета фактически установленных границ на местности, а также без учета фактической застройки, суд считает необоснованным, так как исходя из пояснительной записки МУП «Тульского городского центра градостроительства и землеустройства» к проекту границ земельного участка, площадь земельного участка вычислялась с применением алгоритма вычисления площади по координатам вершин поворотных точек, использовался проект застройки индивидуального строительства в районе н.<адрес> и н.<адрес>, выполненный ОАО «Тулахпроект», согласованный Главархитектурой <адрес>, а также дежурная карта г. Тулы №.
В ходе судебного разбирательства административным истцом не представлено допустимых доказательств того, что наличие «красной линии» в координатах кадастрового квартала с №, нарушает права административного истца, материалы дела таких доказательств также не содержат.
Доводы административного истца о том, что координаты красной линий, проходящей по земельному участку, которым истец фактически пользуется, влечет нарушение прав истца, как собственника земельного участка, поскольку согласно указанным сведениям, граница красной линии проходит по территории земельного участка, находящегося в фактическом пользовании, необоснованны, и не могут быть приняты судом, поскольку административный истец является собственником земельного участка, площадью 1068 кв.м., границы которого до настоящего времени не определены.
То обстоятельство, что красная линия проходит по земельному участку, находящемуся в фактическом пользовании административного истца, не может свидетельствовать о том, что права нарушены, так как прохождение красной линии не мешает процедуре формирования земельного участка и никаких препятствий создать не может, поскольку формирование земельного участка происходит с учетом красной линии, а желание административного истца сформировать участок за пределами красной линии, не свидетельствует о том, что ее координаты недостоверны, и внесены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности незаконно.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером № не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН, установленным ранее принятия оспариваемого постановления в соответствии с действующим законодательством.
Самовольное изменение границ земельного участка за счет территории общего пользования, ограниченной оспариваемыми красными линиями, не свидетельствует о несоответствии оспариваемого акта положениям земельного, гражданского, градостроительного законодательства.
В настоящее время, согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и дежурной кадастровой карте муниципального образования <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> входит в существующие границы муниципального образования <адрес>, красная линия, утвержденная постановлением администрации <адрес> от дата №, не пересекает границы указанного земельный участок.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает права и законные интересы административного истца по владению и пользованию принадлежащим ему земельным участком с кадастровым номером 71:30:020512:122, в связи с чем, полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Кузнецовой Е.В. отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/