Дело №2а-542/2022
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2022-000763-86
Мотивированное решение
изготовлено 21 декабря 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 08 декабря 2022 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Мантурово Костромской области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой Ольге Александровне, межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44001/22/311107 от 02.11.2022 года,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась администрация городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – администрация г.о.г.Мантурово) с административным исковым заявлением к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой Ольге Александровне (далее по тексту - заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области), МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44001/22/311107 от 02.11.2022 года. Требования мотивированы тем, что МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области 14.10.2022г. возбуждено исполнительное производство №49062/22/44001-ИП на основании исполнительного листа ФС №038729617 от 26.09.2022г., выданного Мантуровским районным судом по делу №2-229/2022, вступившему в законную силу 07.09.2022 года, об обязании администрации г.о.г. Мантурово Костромской области предоставить Орлову М.А., [Дата] года рождения, на территории г.о.г. Мантурово по договору найма специализированного жилого помещения – благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилого фонда. В срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец в силу объективных причин не смог исполнить требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем, заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 02.11.2022 года №44001/22/311107 в размере 50000 рублей и установлен новый срок исполнения 02.12.2022 года. Администрация г.о.г. Мантурово согласна с вынесенным постановлением, однако просит освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора ввиду следующего. Согласно ответу Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области от 07.12.2021 года исх. №10139, Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» на обращение от 25.11.2021 года (исх.№5776), бюджету городского округа город Мантурово Костромской области в 2022 году не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц, так как по информации департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по состоянию на 01.10.2021 года нет исполнительных листов об обязании предоставления жилья детям-сиротам. 31.01.2022 года административным истцом повторно направлено обращение (исх. №306) в Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области о необходимости доведения лимитов субвенции в 2022 году. Как следует из полученного ответа Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области, исх. №969 – «Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» на обращение от 31.01.2022 года, бюджету городского округа город Мантурово Костромской области в 2022 году не предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц. Вопрос о выделении бюджету муниципального образования в 2022 году средств субвенции может быть рассмотрен при наличии средств экономии, образующихся в результате проведения процедур по закупке жилых помещений органами местного самоуправления, бюджетам которых в соответствии с законом выделены средства на текущий финансовый год». Согласно Закону Костромской области от 26.04.2022 года №194-7-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», г.о.г. Мантурово на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, доведена сумма межбюджетного трансфера в размере 1 241 200 рублей, что подтверждается уведомлением от 27.04.2022 года №5-843-25-6. За 2022 год проведено 8 закупочных процедур, 6 из которых не состоялись ввиду отсутствия заявок от поставщиков. На сегодняшний день заключены два муниципальных контракта на приобретение жилья для детей-сирот, доведенные денежные средства в размере 1 241 200 рублей израсходованы в полном объеме. 16.08.2022, 14.10.2022 года административным истцом направлены письма в Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области, о необходимости увеличения субвенции на 2022 год (исх.№3021,3022,3851,3852) в связи с наличием неисполненных решений Мантуровского районного суда, а также о выделении субвенции на 2023-2024 годы, так как у 20 человек из списка детей-сирот наступает либо наступили права по обеспечению жилым помещением. В ответ на данные письма Департаментом строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области сообщено, что по данным Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по состоянию на 01.10.2021 года нет исполнительных листов об обязании предоставить жилье детям-сиротам. В соответствии с планируемым распределением средств в областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы бюджету городского округа город Мантурово не предусмотрены субвенции на 2023-2024 годы на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц. Дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий не представляется возможным, так как у администрации г.о.г. Мантурово имеется дефицит бюджета, муниципальный долг, на 01.11.2022 года составляет 135220,00 тыс. рублей. Таким образом, администрацией г.о.г. Мантурово предпринимались все меры для скорейшего исполнения решения Мантуровского районного суда, отсутствует бездействие со стороны администрации по исполнению решения суда.
Представитель административного истца Грачевская О.Н. (действующая на основании доверенности от 10.01.2022 года б/н) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карпова О. А., МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, УФССП по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (л.д.55-57), в суд не явились, каких либо заявлений или ходатайств суду не направили.
Заинтересованное лицо Орлов М.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направив суду телефонограмму, согласно которой просил рассмотреть дело в его отсутствие по причине отдаленности проживания, решение по административному иску оставил на усмотрение суда (л.д.54).
Мантуровский межрайонный прокурор просил рассмотреть административное дело без его участия, указав, что права и обязанности прокурора при разрешении административного дела не затрагиваются.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело по существу рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, поскольку суд не признавал их явку обязательной.
Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Закона об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и подтверждается исследованными материалами, что решением Мантуровского районного суда от 12.05.2022 года по гражданскому делу №2-229/2022 на администрацию г.о.г. Мантурово возложена обязанность предоставить Орлову Михаилу Александровичу, [Дата] года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Мантурово Костромской области.
Заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. 14.10.2022 года возбуждено исполнительное производство №49062/22/44001-ИП на основании исполнительного листа ФС №038729617 от 26.09.2022г., выданного Мантуровским районным судом по делу № 2-229/2022 на основании решения от 12.05.2022г.
02.11.2022 года заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. вынесено постановление №44001/22/311107 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера с должника администрации г.о.г.Мантурово в размере 50000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
Пунктом 1 ст.4 названного закона установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета.
Общий объем субвенций бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на осуществление переданных государственных полномочий определяется как сумма субвенций, исчисленных по всем муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам) Костромской области (п.1 ст.6 ФЗ №620-5-ЗКО).
Таким образом, Костромской областью государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При этом передача полномочий должна быть осуществлена с одновременным их финансированием. То есть, исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.
Согласно ответа Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в адрес администрации г.о.г. Мантурово от 14.10.2022 года, законом Костромской области от 21.12.2021г. №166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» бюджету городского округа город Мантурово Костромской области в 2022 году предусмотрены субвенции в размере 1269,7 тыс. рублей на при обретение двух жилых помещений для указанной категории лиц. Выделение бюджету муниципального образования в 2022 году дополнительных средств субвенции не представляется возможным в связи с полным освоением, предусмотренных Департаменту строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, как главному распорядителю, средств субвенции на текущий финансовый год. В соответствии с планируемым распределением средств в областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов бюджету г.о.г Мантурово Костромской области не предусмотрены субвенции на 2023 и 2025 годы на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц (л.д.25-26).
Согласно уведомления №5-843-25-6 Департамента финансов Костромской области от 27.04.2022 года, сумма межбюджетного трансфера для целевого назначения для городского округа город Мантурово составила 1241200,00 рублей (л.д.33).
Как следует из муниципального контракта №1 от 25.07.2022 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации г.о.г. Мантурово (далее по тексту КУМИ администрации г.о.г. Мантурово) и Лукиной Т.Б., у последней КУМИ администрации г.о.г. Мантурово в муниципальную собственность приобретено жилое помещение по адресу: [адрес] кадастровый [№] общей площадью 32,9 кв.м.(л.д.34-38).
Муниципальным контрактом №2 заключен с ФИО8 25.07.2022 года на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения по адресу: [адрес] кадастровый [№] общей площадью 34,95 кв.м. (л.д.39-43).
Исходя из сводного реестра муниципальных долговых обязательств г.о.г. Мантурово Костромской области и справки администрации г.о.г. Мантурово от 14.10.2022 года, по состоянию на 01 ноября 2022 года, муниципальный долг г.о.г. Мантурово составляет 135220,0 тыс. рублей (л.д.31,32).
Таким образом исследованными доказательствами подтверждается факт того, что выделенные субвенции на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией г.о.г. Мантурово освоены, приобретены две квартиры для детей сирот.
Собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у администрации г.о.г. Мантурово не имеется.
Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация г.о.г.Мантурово не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах выделенных лимитов бюджетных средств приобрела два жилых помещения для предоставления их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению судебного акта, являются отсутствие надлежащего финансирования для обеспечения переданных государственных полномочий органу местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░ 2022 ░░░░ №44001/22/311107 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №49062/22/44014-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░