Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-249/2024 ~ М-185/2024 от 23.04.2024

УИД: 59OS0000-01-2024-000292-35

№ 3а-249/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 августа 2024 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Спиридонова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигуновой В.А., помощником судьи Шумилиной А.Е.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Калдани Д.А.,

представителя административного истца Лазаревского Е.Л.,

представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кудиновой Е.В.,

представителя заинтересованного лица администрации города Перми Кормщиковой И.В.,

представителей заинтересованного лица ГБУ ПК «Институт территориального планирования» Ждановой Ю.В., Чухно А.А.,

представителя заинтересованного лица Территориального управления Росимущества в Пермском крае Оплетиной А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благова Николая Евгеньевича о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми»,

установил:

постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми».

Постановление опубликовано 30 декабря 2022 г. на официальном сайте Правительства Пермского края http://gov.permkrai.ru.

Благов Н.Е. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п, которым внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми» в части установления функциональных зон: зона общественной и рекреационной инфраструктуры (код 220); зона сельскохозяйственного использования (код 230); зона природного экологического ландшафта (код 210); зона организации и контроля доступа к элементам природно-рекреационного каркаса (код 312) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:48110, **:48118.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами **:48110 площадью 455156 кв.м, **:48118 площадью 784004 кв.м. Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п в отношении большей части земельных участков с кадастровыми номерами **:48110 (450915 кв.м), **:48118 (593940 кв.м) установлена функциональная зона общественной и рекреационной инфраструктуры (код 220). Также в отношении указанных участков установлены функциональные зоны: зона сельскохозяйственного использования (код 230); территории, занятые преимущественно жилой застройкой, малоэтажными жилыми домами (код 132); незастроенные, малоосвоенные территории, предполагающие размещение преимущественно жилой застройки многоквартирными или индивидуальными домами (код 134); зона природного экологического ландшафта (код 210); зона организации и контроля доступа к элементам природно-рекреационного каркаса (код 312). Указывает, что принятие оспариваемого нормативного правового акта изменило правовой режим использования земельных участков, установив функциональные зоны, исключающие использование участков для целей малоэтажного жилого строительства. Установленные функциональные зоны существенно ограничивают возможные виды разрешенного использования земельных участков, принадлежащих административному истцу, по сравнению с ранее действующей редакцией Генерального плана г. Перми. Обращает внимание, что принятие постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п в оспариваемой части противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, чем нарушает права и законные интересы Благова Н.Е.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Перми, ГБУ ПК «Институт территориального планирования».

Определением Пермского краевого суда от 23 августа 2024 г. прекращено производство по делу в части признания недействующим постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми» в отношении земельного участка с кадастровым номером **:48118.

В судебном заседании представитель административного истца Лазаревский Е.Л. заявленные требования в отношении земельного участка с кадастровым номером **:48110 поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кудинова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, дополнительных возражениях.

Представители заинтересованных лиц администрация г. Перми Кормщикова И.В., ГБУ ПК «Институт территориального планирования» Жданова Ю.В., Чухно А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления Росимущества в Пермском крае Оплетина А.Б. с административным исковым заявлением согласилась по доводам, изложенным ранее в письменных возражениях.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, пришел к следующим выводам.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Статьей 28 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа регулируется статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно части 17 указанной статьи внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с данной статьей и статьями 9 и 25 Кодекса.

Согласно положениям статей 37, 38 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года № 150 «О принятии Устава города Перми», Пермская городская Дума является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления города Перми. К компетенции Думы относится, в частности, утверждение Генерального плана города Перми, внесение в него изменений; утверждение Правил землепользования и застройки города Перми, внесение в них изменений.

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Устава города Перми (принят решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года № 150, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Пермскому краю 23 сентября 2015 года №RU903030002015002), Город Пермь является муниципальным образованием – Пермским городским округом, в границах которого осуществляется местное самоуправление. Наименования Пермский городской округ и город Пермь равнозначны.

В структуру органов местного самоуправления города Перми Пермского края входит Пермская городская Дума – представительный орган городского округа (статьи 36, 37 Устава города Перми).

Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Перми (часть 1 статьи 56 Устава города Перми).

До 01 января 2021 года к компетенции городской Думы относилось утверждение генерального плана города Перми и внесении в него изменений (пункт 6 статьи 38 Устава, в редакции от 24 сентября 2019 года № 203), после 01 января 2021 года указанные полномочия в соответствии с Законом Пермского края от 07 декабря 2020 года № 603-ПК «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» переданы Правительству Пермского края.

Процедура внесения изменений в генеральный план регламентирована статьями 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 24.06.2022 N 31-02-1-4-1156 "О направлении проекта изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. N 205, для организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний" постановлением Главы города Перми от 21.07.2022 № 120 назначены публичные слушания по рассмотрению проекта о внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205.

Постановление Главы города Перми от 21.07.2022 № 120 опубликовано в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» от 26.07.2022 № 54 и на официальном сайте муниципального образования 26.07.2022.

Проект с информационными материалами к нему, направленные Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края для назначения публичных слушаний, размещены 02.08.2022 на официальном сайте муниципального образования.

Собрания участников публичных слушаний по рассмотрению проекта изменений в Генеральный план города Перми состоялись в администрациях районов города Перми с 04.08.2022 по 11.08.2022.

С учетом результатов публичных слушаний было подготовлено Заключение от 22.08.2022 о результатах публичных слушаний, которое опубликовано в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» от 23.08.2022 № 62 и на официальном сайте муниципального образования 23.08.2022.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением предусмотренных градостроительным законодательством процедур. Соблюдены форма, в которой Правительство Пермского края вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В соответствии с частью 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из договора аренды от 27.12.2019, заключенного административным истцом с Территориальным управлением Росимущества в Пермском крае, Благов Н.Е. является владельцем земельного участка с кадастровым номером **:48110 площадью 455156 кв.м, разрешенное использование «зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3)», сроком до 26.12.2029, с правом использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

В первоначальной редакции Генерального плана города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205, в отношении оспариваемой Благовым Н.Е. территории была установлена функциональная зона ТСП-Р (зона рекреационных и специальных объектов).

Согласно табл. 15 главы 6 Генерального плана формирование и развитие ТСП-Р (зон рекреационных и специальных объектов) должно направляться следующими целевыми установками - созданием правовых, административных и экономических условий для: сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования и в целях проведения досуга населением; сохранения и развития специальных парков - зоопарка, ботанических садов, размещения кладбищ и мемориальных парков, их сохранения и предотвращения занятия данного вида функциональных зон другими видами деятельности; обеспечения возможности размещения коллективных садов, садово-огородных и дачных участков, специальных зеленых насаждений; обеспечения возможности размещения открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений - открытых спортивных, физкультурных и досуговых площадок, полей, конькобежных дорожек, лыжных и горнолыжных трасс, гольф-парков и других, используемых в летнее и зимнее время года как индивидуально, так и для организованных занятий всех категорий населения; сочетания перечисленных видов объектов только при условии соблюдения требований технических регламентов и санитарных требований.

Решением Пермской городской Думы от 28.01.2014 № 3 были внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми». Согласно данному решению в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером **:48110, установлена функциональная зона СТН-И (зона малоэтажной застройки).

Решением Пермской городской Думы от 26.01.2021 № 15 были внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми». Согласно данному решению в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером **:48110, была вновь установлена функциональная зона ТСП-Р (зона рекреационных и специальных объектов).

Как отмечено выше, оспариваемым нормативным правовым актом Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п внесены изменения в Генеральный план города Перми в части функционального зонирования земельного участка с кадастровым номером **:48110, согласно которым земельный участок с кадастровым номером **:48110 (многоконтурный) расположен в функциональных зонах: контуры 1, 2 - зона общественной и рекреационной инфраструктуры (код 220); контуры 3, 4 - зона сельскохозяйственного использования (код 230).

Пунктом 2.3.6 действующей редакции Генерального плана города Перми установлено, что зона общественной и рекреационной инфраструктуры представлена естественными и природоподобными территориями и территориями с естественными и инженерными экологическими системами, интегрированными в искусственную городскую среду для обеспечения экологических, общественных и инфраструктурных услуг, регулируемыми деятельностью человека.

Развитие данных территорий нацелено: на сохранение и использование существующего природного ландшафта и создание экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранение и воспроизводство лесов, обеспечение их рационального использования и в целях проведения досуга; на развитие существующей и вновь создаваемой социальной инфраструктуры, интегрированной в природный ландшафт.

На территориях данного вида допускается осуществление мероприятий по обеспечению функционирования и развития существующих объектов инфраструктуры, размещению при необходимости новой социальной и рекреационной инфраструктур: территорий общего пользования, в том числе площадей, улиц, проездов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров; специальных парков - зоопарка, ботанических садов, кладбищ и мемориальных парков; открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений - открытых спортивных, физкультурных и досуговых площадок, полей, конькобежных дорожек, лыжных и горнолыжных трасс, гольф-парков и других, используемых в летнее и зимнее время года как индивидуально, так и для организованных занятий всех категорий населения; объектов капитального строительства территориально емких имущественных комплексов зданий и сооружений на специализированных территориях, социальной инфраструктуры: спортивных объектов, объектов здравоохранения, дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений, объектов культуры, досуга, предназначенных для осуществления полномочий органов государственной власти Пермского края и (или) органов местного самоуправления города Перми, в том числе осуществляемых в форме государственно-, муниципально-частного партнерства, религиозных объектов.

Согласно пункту 2.3.7 Генерального плана зона сельскохозяйственного использования представлена территориями, предназначенными для деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственной продукции открытым и закрытым способами (теплицы, в том числе многоуровневые), для размещения объектов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Развитие и использование таких территорий определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки и (или) сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости. Изменение границ, приводящее к увеличению площади таких территорий и (или) совокупностей земельных участков, не допускается.

На территории города Перми решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.

Решением Пермской городской Думы от 26.01.2010 № 16 были внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми». Согласно данному решению в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером **:48110, установлена территориальная зона Ж-3 (зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами).

Решением Пермской городской Думы от 26.02.2013 № 40 были внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми». Согласно данному решению в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером **:48110, установлена территориальная зона рекреационных лесных массивов (Р-6).

Как следует из пункта 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми (в указанной редакции) зона рекреационных лесных массивов Р-6 была выделена для обеспечения правовых условий организации отдыха горожан и сохранения лесных массивов за пределами городских лесов. В зоне рекреационных лесных массивов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

Основные виды разрешенного использования:

лесные массивы (деревья, кустарники, прочее озеленение с запретом проведения сплошных рубок),

вспомогательные строения, малые архитектурные формы, бассейны, фонтаны и инфраструктура для отдыха,

игровые площадки,

киоски, лоточная торговля,

площадки для выгула собак,

объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы),

общественные туалеты.

Таким образом, на момент заключения Благовым Н.Е. в 2019 году договора аренды земельного участка с кадастровым номером **:48110, так и на настоящий момент, он располагался в территориальной зоне рекреационных лесных массивов (Р-6), в которой виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не предусматривают жилищного строительства.

Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером **:48110, вид разрешенного использования земельного участка «лесные плантации».

Установленное Генеральным планом функциональное зонирование соответствует существующему землепользованию и правовому режиму использования земельного участка, в том числе тому, который был установлен до внесения оспариваемым постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п изменений в Генеральный план.

Доводы представителя административного истца суд расценивает как несостоятельные в силу следующего.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В рамках процедуры территориального планирования устанавливаются функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункты 2, 5 статьи 1, часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план является документом территориального долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон.

Установление границ и назначения функциональной зоны составляет в силу положений части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации основу для формирования правового режима земель, но при этом правовым режимом земель не является.

Согласно части 12 названной статьи утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, который устанавливается в правилах землепользования и застройки для каждой территориальной зоны (статьи 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план, являясь документом территориального планирования, определяет планы развития территории в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих при формировании функциональных зон требование отражать фактическое землепользование в границах указанных зон. При этом обеспечивается совокупность всех факторов (социальных, экономических, экологических) в целях устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учета всех интересов граждан, а также публичных интересов.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (Определения от 15 июля 2010 года № 931-О-О, от 25 февраля 2016 года № 1242-О и др.).

Согласно Генеральному плану города Перми (пункт 1.1.2 раздел 1.1. часть 1) функциональное зонирование является основой проектного решения Генерального плана, определяющего перспективное территориальное развитие города Перми, и нацелено на решение следующих основных задач:

1.1.2.1. обеспечение условий для концентрации ресурсов публичной и частной сфер, направляемых на обновление существующих и создание новых объектов городской инфраструктуры, их эксплуатацию, на застройку всех видов;

1.1.2.2. координация планирования развития городской инфраструктуры с политикой землепользования, что позволит исключить предпосылки для формирования избыточных объектов городской инфраструктуры, оптимизировать затраты на создание новых объектов городской инфраструктуры, повысить эффективность использования городской инфраструктуры;

1.1.2.3. обеспечение защиты, сохранения, восстановления природных экосистем и ландшафтов, водных ресурсов и биоразнообразия; сведение к минимальному уровню воздействия городских видов деятельности на окружающую среду; обеспечение условий для создания новых природоподобных объектов (городские ландшафтные системы, созданные искусственно с целью введения в городскую застройку природных компонентов) и систем;

1.1.2.4. развитие водно-зеленой инфраструктуры города Перми путем обеспечения доступа к открытым общественным пространствам, сохранение природных ландшафтов и среды, обеспечение доступа к природе; адаптация города к последствиям изменения климата; создание устойчивых транспортных связей, содействие формированию рекреационных пешеходных и велосипедных перемещений; привлечение туристических потоков; формирование практики использования "зеленых" технологий при проектировании.

В соответствии с общими положениями о функциональном зонировании Генерального плана (пункт 2.1) предусмотрены зоны застраиваемых территорий - территории, предполагающие поступательное развитие смешанной городской застройки, обеспечивающей: эффективное использование городских ресурсов; лучшие условия доступности населения к рабочим местам, широкому спектру социальных и культурно-бытовых, рекреационных, образовательных услуг; условия для развития и формирования эффекта масштаба для различных видов экономической деятельности - зоны территорий смешанного назначения застроенных и незастроенных, планируемых к реновации и (или) размещению новой застройки на земельных участках, свободных от застройки (далее - зоны территорий смешанного назначения) (подпункт 2.1.1.1.1),

а также зоны природно-рекреационных территорий предназначены для установления пределов роста территорий смешанного назначения, для защиты природных территорий и земель сельскохозяйственного использования путем предотвращения застройки ранее неосвоенных территорий, совокупностей земельных участков посредством предотвращения увеличения размеров и интенсивности использования участков в пределах зон природно-рекреационных территорий, занятых фрагментарной застройкой и (или) отдельными объектами капитального строительства различного назначения, в том числе возникшие в соответствии с действующим законодательством, кроме объектов социальной и рекреационной инфраструктур. Зоны природно-рекреационных территорий включают: - зону природного экологического ландшафта; - зону общественной и рекреационной инфраструктуры; -зону сельскохозяйственного использования (подпункт 2.1.1.1.2).

Увеличение площади зон территорий смешанного назначения застроенных и незастроенных, планируемых к реновации и (или) размещению новой застройки на земельных участках, свободных от застройки, - зон территорий смешанного назначения - не допускается (подпункт 2.1.3.1).

Сокращение площади зон природно-рекреационных территорий не допускается; допускается увеличение площади данных территорий за счет сокращения территорий смешанного назначения (подпункт 2.1.3.2).

Таким образом, Генеральным планом города Перми определено, что зоны застраиваемых территорий (территории смешанного назначения) ограничены в росте, в том числе путем установления зон природно-рекреационных территорий. Указанное ограничение связано с необходимостью при подготовке генерального плана городского округа учитывать положения стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации, бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных, муниципальных, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения (часть 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При данных обстоятельствах суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных Правительству Пермского края полномочий, в соответствии с публичной целью обеспечения устойчивого развития территории города Перми, направленного, в том числе, на невозможность жилой застройки в отношении территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером **:48110, а изменение функционального зонирования не являлось произвольным.

С учетом изложенного основания для удовлетворения административного искового заявления Благова Н.Е. о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 г. № 1175-п «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. № 205 «Об утверждении Генерального плана города Перми» не имеется.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2022 ░. № 1175-░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2010 ░. № 205 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░)

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 3░-249/2024 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░░ 2024 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-249/2024 ~ М-185/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Пермского края
Благов Николай Евгеньевич
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Государственное бюджетное учреждение Пермского края "Институт территориального планирования"
Администрация г.Перми
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Территориальное управление Росимущества в Пермском крае
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Спиридонов Евгений Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud--perm.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация административного искового заявления
23.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.05.2024Предварительное судебное заседание
11.07.2024Предварительное судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее