Дело № 2а-176/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2023 г. г. Иваново
Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем ФИО3,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново административное дело
по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области к ФИО2 о взыскании налога и пени,
установил:
УФНС России по Ивановской области обратилось в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании налога и пени.
Административные исковые требования обоснованы тем, что по данным, предоставленным органом, осуществляющим государственную регистрацию ТС на территории РФ, на административного ответчика зарегистрированы ТС, указанные в налоговом уведомлении №. За налоговый период 2017 года в установленные законом сроки административный ответчик транспортный налог в сумме 17000 рублей не уплатил. В соответствии со ст. ст. 57, 75 НК РФ за просрочку уплаты транспортного налога административному ответчику начислены пени в сумме 59,64 руб. На основании ст. ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику налоговым органом направлены требования об уплате пени. Однако до настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в сумме 17000 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 59,64 рублей, госпошлину в установленном законом порядке.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещен в установленном законом порядке, заявленные требования поддерживает.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещен в установленном законом порядке, от его имени в административном деле участвует представитель ФИО1
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, и пояснила, что поскольку спорное ТС утилизировано и его, как объекта налогообложения, не существует, оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога не имеется в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат. Указала, что по данному вопросу имеются решения Ленинского районного суда города Иваново, которыми в удовлетворении исков налоговому органу было отказано и все юридически значимые обстоятельства были установлены.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу п.п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 44 ч. 1, ч. 2 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (ст. 44 ч. 3 п.п. 5 НК РФ).
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 358 ч. 1 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч. 1 ст. 362 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 362 ч. 2 НК РФ).
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками-физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики-физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (ч. 4 ст. 57 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из положений ст. 69 НК РФ следует, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее 1-ого года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3000 рублей (ч. 1 ст. 70 НК РФ).
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах 3 и 4 настоящего пункта. Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 4 настоящего пункта. Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, решение о взыскании принимается в течение 2-х месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Согласно свидетельству о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик являлся собственником ТС-разъездного теплохода марки №, идентификационный №
Между тем, представитель ответчика указывала, что в настоящее время ею ведется работа по снятию судна с учета в связи с его фактическим уничтожением.
На основании ст. ст. 31, 32 НК РФ административным истцом налогоплательщику начислен транспортный налог за 2017 год в отношении указанного ТС в размере 17000 рублей.
Требование № направленное налоговым органов административному ответчику последним добровольно не исполнено.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что ФИО2 собственником спорного ТС не является, данное ТС утилизировано, в результате чего не является объектом налогообложения, а потому недоимка по транспортному налогу и пени с ФИО2 взысканию не подлежат.
Согласно ст. 64 ч. 2 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решениями Ленинского районного суда города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что судно №, в 2015 году уничтожено, а именно переработано в лом черных металлов и, соответственно, утратило физические свойства. С учетом положений ст. ст. 38, 357 НК РФ указанное ТС с 2015 года перестало существовать, как самостоятельный объект налогообложения. Суды пришли к выводу о том, что право собственности на спорное ТС административного ответчика в силу положений ст. ст. 128, 130, 235 ГК РФ прекращено, а обязанности по оплате транспортного налога за налоговые периоды 2018, 2019 года в связи с отсутствием объекта налогообложения у административного ответчика не возникло.
Теми же решениями установлено, что на основании договора купли-продажи катера от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик распорядился принадлежащим ему судном, продав его ФИО4 Из договоров подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ООО ФИО8 и ФИО5, следует, что судно сдано в лом на металлы черные вторичные.
Таким образом, в налоговый период за 2017 год указанного ТС, как самостоятельного объекта налогообложения, не существовало.
В соответствии же с положениями ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога в отношении спорного ТС за налоговый период 2017 года.
При указанных обстоятельствах, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░