Дело № 2а-2751/2022
24RS0028-01-2022-003159-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2022 года город Красноярск
Красноярский край
Кировский районный суд г. Красноярска Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Чернова В.И.,
при секретаре Авдеева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Клены» к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Курин О.В., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора,
установил:
ТСЖ «Клены» обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом изменений) к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Курин О.В., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № от 16 июня 2019 года, выданного Кировским районным судом г. Красноярска на основании решения от 03 июня 2019 года. Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником 12 сентября 2019 года. 17 сентября 2019 года в адрес МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску направлено письмо о том, что ТСЖ «Клены» готов исполнить решение суда в добровольном порядке, а именно предоставив Рябцев С.В. для ознакомления документы. Также сообщили, что Рябцев С.В. направлено письмо – приглашение об ознакомлении с документами. Письмо передано нарочно 18 сентября 2019 года, о чем имеется штамп получения. 07 октября 2019 года в МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску направлено письмо о том, что взыскатель Рябцев С.В. отказался знакомиться с документами, указанный факт подтверждается актом и видео-съемкой на флеш-носителе. Письмо с приложенными документами передано нарочно 18 октября 2019 года, о чем имеется штамп получения. 01 августа 2022 года на сайте ФССП России ТСЖ «Клены» установил, что в отношении него возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Вместе с тем, постановление о взыскании исполнительного сбора должнику направлено не было. ТСЖ «Клены» полагает, что взыскание с него исполнительного сбора незаконно, просит освободить от его уплаты.
На основании определения Кировского районного суда г. Красноярска от 02 сентября 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ ФССП по Красноярскому краю, в качестве заинтересованного лица взыскатель Рябцев С.В. .
В судебное заседание представитель истца ТСЖ «Клены» не явился. О дате, времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Курин О.В., представитель ГУ ФССП по Красноярскому краю, заинтересованное лицо (взыскатель по исполнительному производству) Рябцев С.В. , в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд, изучив материалы дела и копии исполнительного производства, полагает требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее «ФЗ от 02.10.2007 г. № 229») исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава – исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом – исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229, если должник не представил судебному приставу – исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника – организации устанавливается в размере 50 000 рублей (ч. 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим ФЗ, обратиться в суд с заявлением освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1)
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
Как указано в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229 об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор является мерой публично – правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства.
В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, ст. 50, ст. 52 – ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания, то есть исполнительского сбора, должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Красноярска от 10 апреля 2019 года, с учетом апелляционного определения Красноярского краевого суда от 03 июня 2019 года, удовлетворены исковые требования Рябцев С.В. , на ТСЖ «Клены» возложена обязанность предоставить возможность ознакомиться с реестром членов ТСЖ «Клены» за период с 2014 года по 2019 год (л.д. 15-16, 17-18).
19 июня 2019 года суд выдал исполнительный лист серии ФС №, который взыскатель предъявил в службу судебных приставов 25 июня 2019 года (л.д. 51 оборотная сторона).
02 июля 2019 года судебный пристав – исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Курин О.В. вынес постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, в котором установлен срок для добровольного исполнения требований должником в течении 5-ти дневного срока с момента получения должником копии настоящего постановления. Также должник был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения решения суда непредоставления доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в размере 50 000 рублей (л.д. 54 оборотная торона-55).
12 сентября 2019 года постановление о возбуждении исполнительного производства получено представителем ТСЖ «Клены» (л.д. 5-6).
17 сентября 2019 года ТСЖ «Клены» направило судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Курин О.В. уведомление о готовности исполнения решения Кировского районного суда г. Красноярска от 03 июня 2019 года по делу № 2-901/2019. Указанное письмо получено МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску 18 сентября 2019 года (л.д.60).
Кроме того, в адрес взыскателя Рябцев С.В. 17 сентября 2022 года направлена телеграмма с предложением добровольного исполнения судебного решения и с указанием даты и времени для ознакомления с реестрами членов ТСЖ. Указанная телеграмма получена взыскателем 18 сентября 2019 года (л.д.18).
07 октября 2019 года ТСЖ «Клены» направило судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Курин О.В. акт от 03 октября 2019 года об отказе от ознакомления с документами взыскателя Рябцев С.В. и видео-запись факта отказа. Указанные документы получены судебным приставом-исполнителем 08 октября 2019 года (л.д. 10-11).
На сайте Федеральной службы судебных приставов России размещена информация, что в отношении ТСЖ «Клены» возбуждено исполнительное производство №-ИП от 02 июля 2019 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному листу от 16 июня 2019 года № (л.д.12).
Поскольку ТСЖ «Клены» совершило все зависящие от него меры, направленные на добровольное исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу, что нарушение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа было обусловлено объективными причинами, независящими от воли ТСЖ «Клены», а в нарушении, допущенном в ходе исполнительного производства, вина последнего отсутствует.
В связи с изложенным суд находит исковые требования обоснованными. ТСЖ «Клены» на основании ч. 7 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229 следует освободить от уплаты исполнительного сбора, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от 02 июля 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 221-228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░» (░░░ 2461118047) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░», ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21.07.2008 ░. № 550.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.