2а-318/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7ноября 2023 г. г. Волгоград
Волгоградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Шестопалова А.В., при секретаре судебного заседания Поповой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению представителя по доверенности Гончарова Вадима Викторовича, действующего в интересах военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Кравченко Сергея Юрьевича, об оспаривании бездействия командира войсковой части №, выразившегося в не рассмотрении рапорта о направлении административного истца в медицинское учреждение для прохождения военно-врачебной комиссии,
установил:
Кравченко через представителя обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие командира войсковой части №, выразившееся в не рассмотрении рапорта о направлении административного истца в медицинское учреждение для прохождения военно-врачебной комиссии (далее – ВВК), на основании чего обязать выдать ему направление на медицинское освидетельствование для решения вопроса о его годности к военной службе.
В обоснование заявленных требований представитель Кравченко в административном исковом заявлении указал, что в сентябре 2022 г. Кравченко призван на военную службу в рамках частичной мобилизации и является военнослужащим войсковой части №. 10 ноября 2022 г. в ходе выполнения боевых задач в зоне проведения специальной военной операции Кравченко получил множественные осколочные ранения мягких тканей волосистой части головы, правого плеча, правого бедра. С 11 по 14 ноября 2022 г. Кравченко находился на лечении в хирургическом отделении филиала № ФГКУ «№ ВКГ» МО РФ, а с 15 ноября по9 декабря 2022 г. на обследовании и лечении в травматологическом отделении ФГБУ «№ ВГ» МО РФ. Согласно заключению ВВК от 8 августа 2022 г. № Кравченко определена категория годности «Г» - временно не годен к военной службе, в связи с чем ему предоставлено полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 30 суток. 6 июля 2023 г. в ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница №»Кравченко проведена операция – разрез мышцы, сухожильной фасции и синовиальной сумки – вскрытие канала супинатора справа. На основании этого ДД.ММ.ГГГГ он направил почтой рапорт на имя командира воинской части о выдачи ему направлениядля прохожденияВВКдля определения категории его годности к военной службе. Однако до настоящего времени направление ему так и не выдано.
Административный истец Кравченко, его представитель и командир войсковой части №, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли. В соответствии сч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Врио командира войсковой части № в своих письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении требований административного истца.Обосновал свою позицию тем, что действующим законодательством определен порядок направления военнослужащих на ВВК, в соответствии с которым после обращения военнослужащего с рапортом к командиру воинской части о направлении его на ВВК, последний должен лично прийти в медицинскую роту воинской части для решения вопроса о наличии медицинских показаний для оформления ему направления в медицинское учреждение.При этом согласно приказу командира войсковой части № № от 28 февраля 2023 г. Кравченко с 1 февраля 2023 г. числится самовольно оставившим часть, на службу не пребывает, в связи с чем реализовать оспариваемое им право на прохождение ВВК не представляется возможным. Считает, что со стороны командира воинской части какого-либо бездействия не допущено.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи.
В п. 4 ст. 25 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» определено, что порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п. 4 и 5 ст. 17.1 Федерального закона «Об обороне» медицинская помощь военнослужащим в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации оказывается в соответствии с порядком организации медицинской помощи военнослужащим, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых указанным федеральным органом исполнительной власти.
В п. 6, 7 и 8 Правил организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. № (далее – Правила), предусмотрено, что для оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях военнослужащие направляются в военно-медицинские организации по медицинскому заключению лечащего врача. Очередность направления военнослужащих определяют лечащие врачи военно-медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по согласованию с военно-медицинскими организациями, в которые военнослужащие направляются на лечение в соответствии с медицинскими показаниями. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим беспрепятственно и безотлагательно всеми военно-медицинскими организациями вне зависимости от ведомственной подчиненности. Оказание военнослужащим медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осуществляется в порядке, установленном п. 6 и 7 настоящих Правил, при самостоятельном обращении пациента в военно-медицинскую организацию или при его доставке выездной бригадой скорой медицинской помощи в соответствии с правилами осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Как следует из ст. 362 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации на лечение в стационарных условиях вне расположения полка военнослужащие направляются по заключению врача (фельдшера) командиром полка (должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), а для оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в отсутствие врача – дежурным фельдшером по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы полка и дежурному по полку.
Основанием для приема военнослужащего военно-медицинской организацией, медицинской частью, медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения для оказания медицинской помощи в стационарных условиях является представление таким лицом направления на госпитализацию, заверенного печатью воинской части, а также документа, удостоверяющего личность.
На основании п. 50 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля2013 г. №, направление военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооруженных Сил, на освидетельствование организуется Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
По смыслу приведенных нормативных правовых актов при отсутствии заболевания или состояния, сопровождающегося угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой не повлечет за собой ухудшение состояния, угрозу жизни и здоровью больного, ему оказывается плановая медицинская помощь, которая предусматривает определенную очередность при наличии возможностей ее проведения в медицинском учреждении.
Из рапорта Кравченко от 25июля 2023 г. направленного почтой в адрес войсковой части № следует, что последний просит выдать ему направление на ВВК для определения категории годности к прохождению военной службы в связи с ухудшившимся состоянием здоровья и проведенной операцией.
Согласно рапорту старшего начальника штаба войсковой части № от 28 февраля 2023 г. и приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, Кравченко числится самовольно оставившим воинскую часть с1 февраля 2023 г.
Как видно из сообщения врио начальника медицинской службы войсковой части № от 12 августа 2023 г. №, в адрес Кравченко направлено письмо, в котором сообщается о том, что оформление направления на ВВК осуществляется при личном присутствии военнослужащего в воинской части со всеми документами.
Согласно пояснениям административного ответчика, с 1 февраля 2023 г. Кравченко на службу не пребывает, соответственно рассмотреть установленным порядком вопрос о необходимости его направления на ВВК не представляется возможным, какого либо бездействия со стороны командира не допущено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие административного ответчикане нашло своего подтверждения, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов административного истца, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17░░░░░░ 2023 ░.