Дело № 2а-2164/2024
УИД: 23RS0044-01-2024-002680-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2024 г. ст. Северская
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Моисеевой С.М.
при секретаре судебного заседания Попандопуло Н.С.,
с участием:
помощника прокурора Северского района Ледневой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Северского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северского сельского поселения Северского района о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района Краснодарского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Северского сельского поселения Северского района о признании незаконным бездействия по непредоставлению в электронном виде всех оказываемых муниципальных услуг в электронном виде, обязании устранить допущенное нарушение, а именно организовать на Региональном портале государственных и муниципальных услуг предоставление в электронном виде следующих муниципальных услуг: «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», «Предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов».
Требования административного истца обоснованы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Северского района проверки действиях администрации Северского сельского поселения Северского района выявлены нарушения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг, в том числе в рамках реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией. Постановлением администрации Северского сельского поселения Северского района от 28 сентября 2023 г. №419 утвержден Реестр муниципальных услуг администрации Северского сельского поселения Северского района, согласно которому органом местного самоуправления оказываются, в том числе, следующие муниципальные услуги: «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»; «Предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов». Приказом департамента информатизации и связи Краснодарского края от 13 июля 2021 г. №127 утвержден Перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений, функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также цифровых сервисов, подлежащих переводу в электронный формат. Так, в Перечень массовых социально значимых муниципальных услуг включены следующие услуги: «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»; «Предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов». Вместе с тем ответчиком не обеспечено предоставление в электронном виде указанных муниципальных услуг, отнесенных к массовым социально значимым услугам. Полагая бездействие ответчика незаконным, прокурор обратился в суд.
Помощник прокурора Северского района Леднева Д.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Северского сельского поселения Северского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в их отсутствии не поступало.
Руководствуясь ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится в числе прочего создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ), пункт 2 статьи 2 которого предусматривает, что под «муниципальной услугой», предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители в числе прочего имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно пункту 6 статьи 2 того же закона предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля
2010 г. №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «предусмотрено, что основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ определено, что единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ в случае, если при предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством РФ перечню не обеспечена возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, должна обеспечиваться возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Северского района, установлено, что в нарушение требований действующего законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг административным ответчиком не в полном объеме обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме, в том числе в рамках реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
В пункте 1.3 - 1.4 раздела 4.6 Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» указано на необходимость обеспечения предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием, а также на информирование о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе путем установления единых стандартов популяризации электронных услуг.
Срок реализации указанных мероприятий национального проекта установлен до 31 декабря 2024 г.
Согласно статье 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестр муниципальных услуг. Реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Постановлением администрации Северского сельского поселения Северского района от 28 сентября 2023 г. №419 утвержден Реестр муниципальных услуг администрации Северского сельского поселения Северского района, согласно которому органом местного самоуправления оказываются, в том числе, следующие муниципальные услуги:
- «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;
- «Предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов».
Приказом департамента информатизации и связи Краснодарского края от 13 июля 2021 г. №127 утвержден Перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений, функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также цифровых сервисов, подлежащих переводу в электронный формат, в который включены следующие услуги:
- «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ»;
- «Предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов».
Вместе с тем, по результатам проведенной прокуратурой Северского района проверки установлено, что административным ответчиком не обеспечено предоставление в электронном виде указанных выше муниципальных услуг, которые отнесены к массовым социально значимым услугам.
Отсутствие возможности воспользоваться указанными муниципальными услугами в электронном виде также подтверждается проведенным прокуратурой района мониторингом регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (pgu.krasnodar.ru).
Вместе с тем, согласно письму департамента информатизации и связи Краснодарского края №86-07.1-09/2697/24 от 17 мая 2024 г. в Краснодарском крае обеспечена полная техническая готовность к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде посредством Портала Краснодарского края и получению доступа к федеральным сервисам системы межведомственного электронного взаимодействия.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доводы прокурора Северского района Краснодарского края о допущении административным ответчиком незаконного бездействия в вопросах организации и обеспечения получения заинтересованными лицами возможности получения муниципальных услуг в электронном виде нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░», «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░