КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2022-006600-61
дело № 2а-3699/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2022 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Каримова С.Р.,
при секретаре судебного заседания Масягутове Л.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка России в лице Отделения - Национального банка по ...-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к ...», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, В Г.С. , В С.В. , ФИО6, ФИО7, И Е.А. , ФИО9, М В.Н., ФИО10, ФИО11, П В.Б. , С Н.А. , ФИО13 о ликвидации кредитного потребительского кооператива,
УСТАНОВИЛ:
Центрального банка России в лице Отделения - Национального банка по ...-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным иском к ... ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, В Г.С. , В С.В. , ФИО6, ФИО7, И Е.А. ., ФИО9, М В.Н., ФИО10, ФИО11, П В.Б. , С Н.А. , ФИО13 о ликвидации кредитного потребительского кооператива.
В обоснование административного иска указано, что ...» на является действующим юридическим лицом, однако согласно сведениями, полученным от саморегулируемых организаций, включенных в реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, а также в соответствии с данными реестра кредитных кооперативов, размещёнными на официальном сайте Банка России, ...» не является членом ни одной саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, административный истец просил суд ликвидировать ...», возложить на его учредителей обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, предусмотренные статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Центрального банка России ФИО22 административный иск поддержала в полном объёме.
Административный ответчик ФИО5 против удовлетворения административного иска не возражала, пояснила, что ...» в настоящий момент уже находится на стадии ликвидации, в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ... направлено заявление об исключении ...» из ЕГРЮЛ.
Административные ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, В Г.С. , В С.В. , ФИО6, ФИО7, ФИО9, М В.Н., ФИО10, П В.Б. , ФИО12 против удовлетворения административного иска также не возражали, поддержали пояснения ФИО5
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ... ФИО23 с административным иском согласился, пояснил, что ... регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе ...», в связи с чем возможно исключение кооператива из ЕГРЮЛ через шесть месяцев после указанной даты.
Административные ответчики ...», ФИО11, И Е.А. ., ФИО13, заинтересованное лицо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ... в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем их неявка в соответствии со статьёй 150, частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России в рамках осуществления полномочий по регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с заявлениями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом.
Согласно части 1 статьи 35 вышеуказанного Закона, саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее также - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций. При этом в соответствии с частью 3 статьи 35 Закона кредитные кооперативы обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии Законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию.
В соответствии со статьей 10 указанного Закона кредитный кооператив может быть ликвидирован: по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с Законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения требования о вступлении (членстве) в саморегулируемую организацию.
Статьей 12 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» установлено, что реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) ведется самим кредитным кооперативом.
Согласно пункту 1 статьи 17 вышеуказанного Закона Ообщее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков) является высшим органом управления кредитного кооператива.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 17 Закона к исключительной компетенции общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) относится, в том числе, принятие решения о ликвидации кредитного кооператива.
В соответствии с частью 14 статьи 18 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» решение по такому вопросу принимается двумя третями голосов членов кредитного кооператива (пайщиков), присутствующих на общем собрании членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона при принятии решения о ликвидации кредитного кооператива означается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Судом установлено, что ...» зарегистрирован в качестве юридического лица ..., что подтверждается записью в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ...» является действующим юридическим лицом, а его учредителями являются ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, В Г.С. , В С.В. , ФИО6, ФИО7, И Е.А. , ФИО9, М В.Н., ФИО10, ФИО11, П В.Б. , ФИО12, ФИО13
Как следует из материалов дела, на день подачи административного иска ...» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, что подтверждается соответствующими ответами саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы административного истца о нарушении ответчиками обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», нашли подтверждение при рассмотрении дела, административными ответчиками не опровергнуты, допущенные нарушения в силу указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной организации, поскольку носят длительный характер, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд отмечает, что наличие принятого ...» решения о добровольной ликвидации (...), а также наличие оснований для исключения ...» из ЕГРЮЛ в связи с внесением регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе кооператива, не препятствует обращению в суд с иском о его принудительной ликвидации, поскольку кредитный кооператив нарушил требования части 1 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», а также до настоящего момента решение о добровольной ликвидации не исполнил.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 названного Закона, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В соответствии со статьёй 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (пункт 2).
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом (пункт 3).
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62) (пункт 5).
Таким образом, на основании приведённых норм права, суд приходит к выводу, что прохождение процедуры ликвидации возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей ...».
С учетом времени, необходимого для осуществления процедуры ликвидации ...», суд приходит к выводу о возложении на учредителей кооператива выполнить указанные действия по ликвидации КПК «БАРС» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ...-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ...», ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░5, ░ ░.░. , ░ ░.░. , ░░░6, ░░░7, ░ ░.░. , ░░░9, ░ ░.░., ░░░10, ░░░11, ░ ░.░. , ░ ░.░. , ░░░13 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ...» (..., ░░░ ..., ..., ░░░░░ ░░░░░░░░░░:...).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ...»: ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░5, ░ ░.░. , ░ ░.░. , ░░░6, ░░░7, ░░░8, ░░░9, ░ ░.░., ░░░10, ░░░11, ░ ░.░. , ░ ░.░. , ░░░13 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 62-64 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░