Дело №2а-1-1182/2021 года 40RS0008-01-2020-001121-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,
при секретаре Трофимове Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
24 ноября 2021 года
дело по административному иску Пульнева В. С. к администрации муниципального района «Жуковский район», главе администрации муниципального района «Жуковский район» Суярко А. В. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно,
УСТАНОВИЛ:
03 сентября 2020 года Пульнев В.С. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района «Жуковский район» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, указав следующее. 19 мая 2020 года им в администрацию муниципального района «Жуковский район» на основании пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 137-ФЗ) было подано заявление о бесплатном предоставлении в собственность в целях ведения садоводства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 500 кв.м. с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, <АДРЕС>, участок <НОМЕР ИЗЪЯТ>. К данному заявлению была приложена выписка из протокола № 34 внеочередного общего собрания членов товарищества от 29 сентября 2018 года, подтверждающая закрепление за административным истцом указанного земельного участка. Однако, в июне 2020 года он получил письмо администрации муниципального района «Жуковский район» от 27 мая 2020 года № 04-10/2374, согласно которому в предоставлении в собственность бесплатного спорного земельного участка отказано по причине того, что согласно списков членов товарищества от 01 ноября 1992 года испрашиваемый земельный участок был предоставлен Кулишову М.В., сведения о прекращении права пользования которым у администрации отсутствуют. Считает отказ администрации незаконным, нарушающим положения пунктов 2.7, 2.8, 2.10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ. Просил признать незаконным, содержащееся в письме администрации муниципального района «Жуковский район» от 27 мая 2020 года № 04-10/2374 решение об отказе в предоставлении административному истцу в собственность бесплатного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, <АДРЕС>, участок <НОМЕР ИЗЪЯТ>.
В судебное заседание административный истец Пульнев В.С. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель административного истца Щедроткин Е.В. исковые требования поддержал, суду дал объяснения аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Жуковский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве административного ответчика глава администрации муниципального района «Жуковский район» Суярко А.В., в качестве заинтересованных лиц представитель некоммерческого объединения граждан садоводческого некоммерческого товарищества «Дубрава», Кулишова Р.М., СНТ «Стрелковка», Управление Росреестра по Калужской области, глава администрации ГП г. Жуков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из системного толкования положений статьи 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок обращения с настоящим административным иском административным истцом не пропущен.
Из материалов дела следует. Согласно выписке из протокола № 34 внеочередного общего собрания членов некоммерческого объединения граждан садоводческого некоммерческого товарищества «Дубрава» (товарищество создано до 01 января 2019 года- решения исполнительного комитета Жуковского районного совета народных депутатов от 16 декабря 1987 года, 22 августа 1988 года, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от <ДАТА>) от <ДАТА> за административным истцом Пульневым В.С. закреплен земельный участок <НОМЕР ИЗЪЯТ> площадью 500 кв.м. в данном товариществе.
19 мая 2020 года административный истец обратился в администрацию муниципального района «Жуковский район» с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, приложив выписку из указанного протокола.
Решением администрации, содержащим в письме от 27 мая 2020 года № 04-10/2374, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на пункт 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ. В обоснование отказа органом местного самоуправления указано, что испрашиваемый земельный участок был ранее распределен гражданину Кулешову М.В. на основании списков членов товарищества от 01 ноября 1992 года. Сведения о том, что право пользования указанного гражданина было прекращено в установленном законом порядке, отсутствуют. Заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации в администрацию им не подавалось, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования не выносилось.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона № 173-ФЗ до 01 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.
К обозначенным условиям отнесены следующие: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 01 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
Пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление членства лица в товариществе, нахождение испрашиваемого в собственность участка в границах участка, предоставленного товариществу либо иной организации, при которой образовано товарищество, до дня вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ.
Заявитель должен доказать, что испрашиваемый земельный участок распределен ему, как члену товарищества, по решению общего собрания членов товарищества о распределении земельных участков между членами указанного товарищества либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном товариществе документа, является свободным от прав третьих лиц.
Из материалов дела следует. Изначально спорный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Кулешову М.В. на основании списка членов товарищества на <ДАТА>. Внеочередным общим собранием членов товарищества, состоявшимся 29 сентября 2018 года, испрашиваемый земельный участок закреплен за административным истцом. Кулешов М.В. исключен из членов товарищества, что следует из списка членов товарищества на 29 июня 2019 года. Из материалов дела также установлено, что Кулишов М.В. умер <ДАТА>. Нотариусом нотариального округа Жуковский район Лушниковой Г.А. по заявлению заинтересованного лица Кулишовой Р.М. о принятии наследства после смерти супруга заведено наследственное дело <НОМЕР ИЗЪЯТ>, заинтересованным лицом Кулишовой Р.М. получены свидетельства о праве на наследство по закону на часть наследства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно части 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Из материалов дела следует. Кулишов М.В. или Кулешов М.В. с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком в орган местного самоуправления не обращался. Однако, сведений о том, что Кулишов М.В. или Кулешов М.В. обращался в заявлением при жизни о передаче спорного земельного участка в собственность – не имеется, что также подтверждается сведениями Росреестра.
Однако, как следует из представленных в суд документов, Кулишову М.В. фактически был предоставлен земельный участок в соседнем СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» за № <НОМЕР ИЗЪЯТ>. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Колтакова Р.В. – председателя СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>».
Из копии реестрового дела следует, что Кулишовой Р.М. на основании ее заявления в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок в СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» № <НОМЕР ИЗЪЯТ>, что подтверждается постановлением администрации ГП <АДРЕС> от <ДАТА>. Данный земельный участок она получила на основании заявления, поданного ею в администрацию ГП <АДРЕС> от <ДАТА> о предоставлении земельного участка в собственность и выписки из протокола <НОМЕР ИЗЪЯТ> собрания уполномоченных- СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» от <ДАТА> о принятии ее в члены СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>» и закреплении земельного участка № <НОМЕР ИЗЪЯТ> как наследницы после смерти Кулишова М.В., скончавшегося 28.06.2010г.
На основании договора купли-продажи от <ДАТА> Кулишова Р.М. продала земельный участок № <НОМЕР ИЗЪЯТ> в СНТ «<ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», тем самым распорядилась имуществом после смерти мужа. Из письменных пояснений Кулишовой Р.М. также следует, что у нее и ее мужа в СНТ «Дубрава» никогда не было земельного участка.
Сведений о том, что Кулишова Р.М. фактически приняла наследство на спорный земельный участок, у суда не имеется.
Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", абзацем 2 пункта 2 статьи 218, пункта 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 29.05.2012 "О судебной практике по делам о наследовании", установив, что спорный земельный участок был распределен согласно списка членов садоводческого общества «дубрава» Жуковского района Калужской области по состоянию на <ДАТА> Кулешову М.В. без указания на каком конкретно праве пользования, между тем, доказательств, подтверждающих, что при жизни Кулишов М.В. обращался в соответствующие органы для оформления в собственность земельного участка на основании пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предпринимал действия по получению свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок, не представлено, таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок был свободен на момент его распределения общим собранием членов товарищества «Дубрава».
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", суд вправе признать за наследником право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого некоммерческого товарищества - правопреемника организации, которой земли со спорным земельным участком предоставлены на праве постоянного (бессрочного пользования) под коллективный сад, при условии, что наследодателем в установленном порядке было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность.
Такого условия наследования земельного участка в данном случае не имеется. Наследодатель до своей смерти мог воспользоваться соответствующим правом в порядке статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статья утратила силу с 01.03.2015), однако, предоставленное ему право не реализовал.
Не представлено доказательств и того, что Кулишов М.В., являясь членом товарищества «Дубрава», до момента своей смерти пользовался спорным земельным участком, оплачивал членские взносы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у административных ответчиков оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось, основания для отказа не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 27 ░░░ 2020 ░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 500 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░