УИД 81RS0006-01-2024-001263-12 <данные изъяты>
Дело № 2а-619/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2024 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Калиной Е.Д.,
при секретаре Галкиной А.А.,
с участием прокурора Конева К.В.,
представителя административного ответчика Бабина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар административное дело по административному исковому заявлению прокурора Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к организации водоснабжения,
установил:
прокурор Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности принять меры к организации водоснабжения. В обоснование требования указывает, что прокуратурой на основании обращения жительницы с. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края. В частности установлено, что жители дома № по ул. Свободы п. Пожва не обеспечены водоснабжением надлежащим образом. Обеспечение жителей водой осуществляется посредством водозаборной колонки, расположенной на пересечении улиц Свободы и О. Кошевого п. Пожва. При этом расстояние от жилого дома до водозаборной колонки не соответствует нормативному – составляет более 100 м, тогда как согласно пункту 11.19 СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Указанное, по мнению прокурора, не может свидетельствовать об организации надлежащего водоснабжения населения. Протяженность ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края составляет 1290 м. Водопровод по данной улице отсутствует. Внесенное ДД.ММ.ГГГГ прокурором представление в адрес главы администрации рассмотрено, однако меры к устранению выявленного нарушения не приняты.
С учетом дополнений и уточнений (л.д. 19-21, 83-85), прокурор просит:
- признать незаконным бездействие Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края по организации водоснабжения жилых домов № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края;
- возложить на Администрацию Юсьвинского муниципального округа Пермского края обязанность принять меры к организации водоснабжения жилых домов № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края в срок до 01.09.2025.
В судебном заседании прокурор Конев К.В. дополнительное и уточненное требование поддержал по доводам изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Бабин А.В. в судебном заседании против уточненных требований не возражал. Суду пояснил, что водоснабжение по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края организовано частично, обеспечены водой дома по ул. Свободы п. Пожва от пересечения с ул. Куйбышева до дома № 8. Расстояние от жилых домов № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 до водозаборной колонки не соответствует нормативу – более 100 м.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доводы административного искового заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части I статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения. прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Правовые основы компетенции муниципальных образований (включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов) установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктом 4 части I статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах муниципального округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Аналогичное положение содержится в пункте 4 части 1 статьи 3, пункте 4.2 части 1 статьи 5 Устава Юсьвинского муниципального округа Пермского края, утвержденного решение Думы Юсьвинского муниципального округа от 17.12.2019 № 51.
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу части 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила), предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 73 Правил забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 74 Правил при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3.
Согласно пункту 11.19 СП 31.13330.2021. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84, утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 27.12.2021 № 1016/пр, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений обязанность создания условий для водоснабжения населению в границах Юсьвинского муниципального округа Пермского края возложена на Администрацию Юсьвинского муниципального округа Пермского края.
Судом из материалов дела установлено, что 01.10.2023 в адрес прокурора Юсьвинского района от жителя п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края поступило обращение с просьбой обязать администрацию принять меры к организации водоснабжения ее жилого дома по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края (л.д. 6).
Прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Юсьвинского муниципального округа Пермского края требований законодательства в части организации водоснабжения населения, в ходе которой установлено, что по ул. Свободы п. Пожвы расположена одна водозаборная колонка на пересечении улиц Свободы и О. Кошевого, ориентир – дом № 3 по ул. Свободы. Расстояние от водозаборной колонки до дома № 11 по ул. Свободы 190 м. Протяженность ул. Свободы п. Пожва составляет 1290 м (л.д. 7).
По результатам проверки, 25.10.2023 прокурором в адрес главы Юсьвинского муниципального округа – главы Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края внесено представление с требованием принять меры к организации водоснабжения жителей по ул. Свободы п. Пожва (л.д. 11-13).
24.11.2023 главой Юсьвинского муниципального округа – главой Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края дан ответ на представление прокурора, которым подтвержден факт водоснабжения части ул. Свободы п. Пожва, сообщено, что проведение работ по обеспечению водоснабжением жителей домов по ул. Свободы п. Пожва будет запланировано на 2024 года (л.д. 14-15).
В муниципальной программе «Территориальное развитие Юсьвинского муниципального округа» мероприятие по организации водоснабжения по ул. Свободы п. Пожва не значится (л.д. 31-53).
Согласно справке Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 16.05.2024 № 01-71/1-554, не обеспечены водоснабжением жилые дома № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края (л.д. 77-78).
Оценив представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что администрация, являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, не выполняет возложенные на нее обязанности в сфере водоснабжения населения, а именно по принятию мер к организации водоснабжения жилых домов № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края.
Таким образом, со стороны административного ответчика допущено необоснованное бездействие, которое не соответствует интересам граждан, проживающих в жилых домах № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 по ул. Свободы п. Пожва, т.е. неопределенного круга лиц, в связи с чем административный ответчик как лицо, ответственное за организацию водоснабжения, обязан устранить выявленное нарушение.
При этом суд отмечает, что исходя из норм действующего законодательства, обеспечение водоснабжением населения является первостепенной задачей уполномоченного органа. Отсутствие надлежащего водоснабжения названных выше домов по ул. Свободы п. Пожва свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку ухудшается качество их жизни.
С учетом изложенного, заявленные прокурором требования к административному ответчику о признании незаконным бездействия по организации водоснабжения жилых домов № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края, возложении обязанности принять меры к организации водоснабжения названных жилых домов по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом времени и объемов работ, возлагаемых решением суда на административного ответчика, характера, подлежащих совершению административным ответчиком действий, соблюдения баланса интересов сторон, суд считает заявленный прокурором срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности принять меры к организации водоснабжения жилых домов № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 по ул. Свободы п. Пожва Юсьвинского муниципального округа Пермского края до 01.09.2025, разумным и достаточным, установление срока будет способствовать восстановлению нарушенного права неопределенного круга лиц.
В силу требований пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на Администрацию Юсьвинского муниципального округа Пермского края обязанность сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокуратуру Юсьвинского района в течение одного месяца по истечении срока установленного для исполнения возложенных обязанностей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 ░░ ░░. ░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░ ░░ 01.09.2025 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ № 9, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19 ░░ ░░. ░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░ 2024 ░░░░.