Дело №а-1072/2023
УИД 05RS0№-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 мая 2023 года
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Тикаева И.Г.,
при секретаре судебного заседания – Рамазановой З.Л.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора <адрес> Магомедова М.М.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа «<адрес>» Айдиева М.М.,
представителя заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан Магомедова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Первого заместителя прокурора <адрес> к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным бездействия и обязании установить срок сноса и расселения,
У С Т А Н О В И Л :
Первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административных иском к Администрации городского округа «<адрес>», указывая, что прокуратурой города проведена проверка по поручению прокуратуры республики сведений сюжета телеканала «РЕН-ТВ» «Коммунальный ад: дагестанские семьи живут в разрушающемся общежитии». Установлено, что <адрес> администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения жильцов не установлен. Согласно техническому отчету по обследованию технического состояния строительных конструкций указанного многоквартирного жилого дома, проведенного ООО «Регионстройпроект» в ходе обследования жилого дома были выявлены значительные повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности в опасности обрушения и (или) характеризующиеся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Несущие конструкции дома имеют все признаки неисправности и неспособности нести дальнейшие нагрузки. Техническое состояние аварийное. В связи с не определением срока расселения жильцов и сноса дома, могут произойти необратимые последствия для граждан, так как в результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушению прав жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащим им на праве собственности жилых помещений, в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В связи с изложенным, с учетом уточнений к административному иску, просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа «<адрес>» в части расселения граждан и обязать Администрацию городского округа «<адрес>» установить срок сноса и расселения указанного многоквартирного дома, до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Магомедов М.М., административное исковое заявление поддержал и просил суд его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа «<адрес>» Айдиев М.М., административный иск не признал и просил суд отказать в его удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан Магомедов А.М., просил удовлетворить административный иск.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» «О признании многоквартирного жилого <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу» от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Вторым пунктом данного Постановления предписано уведомить собственников жилых помещений многоквартирного жилого <адрес>.
Согласно техническому отчету по обследованию технического состояния строительных конструкций указанного многоквартирного жилого дома, проведенного ООО «Регионстройпроект» в ходе обследования жилого дома были выявлены значительные повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности в опасности обрушения и (или) характеризующиеся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Несущие конструкции дома имеют все признаки неисправности и неспособности нести дальнейшие нагрузки. Техническое состояние аварийное. Проведение работ по капитальному ремонту обследованного здания, учитывая его общий физический и моральный износ, не представляется возможным.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10 статьи 32 ЖК РФ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, который не может реализовываться произвольно.
Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома в разумный срок. При этом решение конкретных вопросов, связанных с расселением аварийного дома и его возможным последующим сносом, как объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, относятся к компетенции Администрации городского округа «<адрес>», являющегося органом местного самоуправления на территории <адрес>.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание тот факт Администрацией городского округа «<адрес>» при издании Постановления «О признании многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу» от ДД.ММ.ГГГГ №, не был установлен срок сноса здания и расселения граждан, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации городского округа «<адрес>» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования прокурора в части установления срока сноса и расселения граждан с многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселения граждан из аварийного ветхого подлежащего сносу жилого фонда» на 2023-2025 г.г.»» от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «<адрес>» подлежащего сносу на 2023-2025 г.г., в которую в том числе включен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> №.
Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, который должен носить разумный характер, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Судом в ходе рассмотрения дела по существу установлено и не оспаривалось сторонами, что с момента издания Постановления Администрации городского округа «<адрес>» «О признании многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу» от ДД.ММ.ГГГГ №, доказательств принятия каких-либо мер по исполнению данного постановления ответчиком не представлено, как не представлено каких-либо обоснований того, почему срок сноса и расселения граждан с многоквартирного дома не был установлен.
При таких обстоятельствах, учитывая, аварийное техническое состояние конструкций дома, его физический износ, который при дальнейшей эксплуатации может вызвать потерю устойчивости здания, то есть представляет непосредственную опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная угроза его разрушения здания, срок переселения граждан из аварийного жилья установленный Администрацией городского округа «<адрес>» в 2023-2025 г.г., судом не может быть признан разумным, поскольку данный срок установлен без учета технического состояния многоквартирного дома, которое на сегодняшний день представляет угрозу для его жителей, что свидетельствует об использовании органом местного самоуправления дискреционных полномочий по установлению спорного срока вопреки законной цели и правам, законным интересам неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Первый заместитель прокурора <адрес>.
Также судом не может быть признан разумным срок, который просит установить Первый заместитель прокурора <адрес> в своем административном иске, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный срок будет нарушен в случае обжалования данного решения суда, в связи с чем, принимая во внимание, что установление срока отселения граждан и сноса многоквартирного дома относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, суд считает правильным возложить на Администрацию городского округа «<адрес>» обязанность рассмотреть вопрос об установлении разумного срока расселения граждан, не превышающий 3 (трех) месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение о признании оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
В этой связи, суд не уполномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из его исключительной компетенции, подменяя органы исполнительной власти.
Обратное явилось бы неправомерным вмешательством в деятельность административного ответчика, в связи с чем, требования административного иска, суд находит подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
(░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.<░░░░░>