Дело № 2а-1486/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 августа 2022 года город Елец Липецкая область
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Пашковой Н.И.,
при секретаре с/з Коротовой А.Л.,
с участием представителя административного истца Калмановской Е.А.,
и в помещении суда административное дело №2а-1486/2022 по административному иску прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Ельца Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. Доводы иска обосновал тем, что прокуратурой г. Ельца проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия на территории городского округа г. Елец. Проверкой установлено, что на территории городского округа город Елец находится объект культурного наследия регионального значения – Усадьба городская, расположенный по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Ленина, д.71, поставленный на государственную охрану Приказом управления культуры и искусства Липецкой области от 06.07.2016 №311 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении границ и режима использования его территории" и включенный в Государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Однако Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области до настоящего времени не исполнены обязанности, предусмотренные законом, поскольку в отношении данного объекта культурного наследия регионального значения не приняты меры по разработке проекта зоны охраны, не разработаны и не определены предмет охраны, границы территории. С учетом уточнения исковых требований истец просил суд признать незаконным бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по не установлению предмета охраны в отношении объекта культурного наследия регионального значения - Усадьба городская, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Ленина, д.71; обязать Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по установлению предмета охраны, в отношении данного объекта культурного наследия.
Представители административного ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области, заинтересованного лица ООО «Триумф» в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Представитель административного ответчика просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В письменном отзыве на иск представитель Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области указал, что закупка услуг (работ) по разработке предмета и зоны охраны объекта культурного наследия осуществляется путем заключения государственных контрактов и занимает довольно продолжительное количество времени. В связи с этим просил установить срок по утверждению предмета охраны объекта культурного наследия в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Калмановская Е.А. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, при этом полагала возможным установить предложенный административным ответчиком срок исполнения решения суда.
Заслушав объяснения представителя административного истца исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу ч.1 ст.218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с преамбулой к указанному Федеральному закону объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Одним из видов объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
Согласно статье 20.1. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона, указывается вид объекта культурного наследия и учитываются предмет охраны объекта культурного наследия, определенный в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и границы территории объекта культурного наследия, утвержденные в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частями 1, 3 статьи 15 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
В силу статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 33 названного закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе установление предмета охраны объекта культурного наследия, к которому в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ относится описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Реестр и подлежащих обязательному сохранению.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относятся, в том числе государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (статья 9.2. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)..
Установлено, что прокуратурой г. Ельца был проведен анализ на предмет соблюдения на территории городского округа г. Елец законодательства об объектах культурного наследия.
Установлено и подтверждается материалами дела, что на территории городского округа город Елец находится объект культурного наследия регионального значения – Усадьба городская, расположенная по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Ленина, д. 71, который включен в Государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, следовательно, данный объект поставлен на государственную охрану. Данный объект культурного наследия располагается в границах территории достопримечательного места г. Ельца Липецкой области. Однако, в отношении данного объекта культурного наследия не установлен предмет охраны. Данное обстоятельство не оспаривалось административным ответчиком и подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 4 ст. 9.2 ФЗ № 73-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относится в том числе государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Распоряжением администрации Липецкой области от 09.01.2018 № 3-р утверждено Положение об управлении по охране объектов культурного наследия Липецкой области, пункты 2.1, 2.3, 2.12, 2.26 которого предусматривают, что управление осуществляет в пределах своей компетенции деятельность по сохранению объектов культурного наследия, находящихся на территории Липецкой области, по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; организует разработку проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения; разрабатывает проект предмета охраны, требований к градостроительным регламентам в указанных границах и проект границ территории исторического поселения регионального значения.
В нарушение вышеприведенных правовых норм Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области в отношении объекта культурного наследия регионального значения - Усадьба городская, расположенная по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Ленина, д. 71, до настоящего времени не приняты меры по установлению предмета охраны. Доказательств обратного, суду представлено не было.
Бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области нарушает право неопределенного круга граждан Российской Федерации на сохранность указанного объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения, гарантированное статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений.
С учетом существа заявленных требований, мнения сторон, суд полагает, что административный ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность по разработке, согласованию и утверждению проекта зон охраны, установлению предмета охраны, в течении 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 71.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 71, ░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.