Дело № 2а-780/2024
УИД 61RS0033-01-2024-000550-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2024 года гор. Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тулаевой О.В., при секретаре Крат А.О.,
с участием помощника прокурора Зерноградского района Ростовской области Тужаковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красноармейского сельского поселения об обязании создать маневренный жилищный фонд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зерноградского района Ростовской области обратился в суд с административным иском, указав в его обоснование следующее.
Прокуратурой Зерноградского района проведена проверка в отношении Администрации Красноармейского сельского поселения на предмет соблюдения жилищного законодательства.
В результате проверки выявлено, что Администрацией Красноармейского сельского поселения не приняты меры по созданию на территории муниципального образования маневренного жилищного фонда, что, как считает, административный истец, свидетельствует о бездействии Администрации Красноармейского сельского поселения, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в сельском поселении и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, установленным ст. 95 ЖК РФ.
Прокуратурой Зерноградского района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено Администрацией Красноармейского сельского поселения, однако, не принято реальных мер к устранению выявленного нарушения.
В связи с этим административный истец просит суд: признать незаконным бездействие Администрации Красноармейского сельского поселения по созданию маневренного жилищного фонда; обязать Администрацию Красноармейского сельского поселения в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу создать на территории Красноармейского сельского поселения маневренный жилищный фонд.
В судебное заседание явился помощник прокурора Зерноградского района Тужакова И.А., которая, ссылаясь на доводы административного иска, просила суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик Администрация Красноармейского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, заявил о признании иска прокурора в полном объеме и рассмотрении дело в отсутствие его представителя.
В отношении не явившегося ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Глава 22 КАС РФ допускает обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе учет муниципального жилищного фонда и определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК РФ).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (далее - Правила).
В соответствии с п. 7 указанных Правил маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.
По смыслу приведенных правовых норм, создание маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления, является их обязанностью в целях предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1.1 статьи 12 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» за сельскими поселениями Ростовской области закреплен вопрос местного значения - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из указанных норм права следует, что создание маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления сельского поселения.
В судебном заседании установлено следующее.
Из Устава муниципального образования Красноармейского сельского поселения следует, что Администрация Красноармейского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Красноармейское сельское поселение», наделенного полномочиями на решение вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
Администрация Красноармейского сельского поселения обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, штампы, бланки и счета, открываемые в соответствии с федеральным законодательством.
Администрация Красноармейского сельского поселения является главным распорядителем средств бюджета Красноармейского сельского поселения, предусмотренных на содержание Администрации Красноармейского сельского поселения и реализации возложенных на нее полномочий.
В судебном заседании также установлено, что в 2023 году прокуратурой Зерноградского района в отношении Администрации Красноармейского сельского поселения проведена проверка на предмет соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности администрации.
В ходе проверки установлено, что на территории поселения не создан маневренный жилищный фонд. 09.01.2023 Администрации Красноармейского сельского поселения внесено представление об устранении выявленного нарушения.
03.02.2023 представление рассмотрено Администрацией Красноармейского сельского поселения, дан ответ, что с выявленным нарушение орган местного самоуправления согласен, средства на создание маневренного жилищного фонда в бюджете поселения на 2023 не заложены, при наличии оснований маневренный фонд будет создан на территории поселения, в поселении отсутствует категория граждан, для которой предназначен маневренный жилищный фонд.
Судом установлено, что по состоянию на текущий момент маневренный жилищный фонд на территории Красноармейского сельского поселения не создан.
Суд приходит к выводу, что в силу выше приведенных нормативных положений создание маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования является обязанностью органов местного самоуправления, в данном конкретном случае – обязанностью администрации поселения, как исполнительно-распорядительного органа, обладающего властными полномочиями.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования «Красноармейское сельское поселение» создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 ЖК РФ.
Отсутствие в настоящее время необходимости в предоставлении гражданам для временного проживания жилых помещений не означает, что не имеется оснований для создания маневренного жилищного фонда, а самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст. 40 Конституции РФ право граждан на жилище.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Зерноградского района Ростовской области являются законными и обоснованными, со стороны Администрации Красноармейского сельского поселения допущено бездействие в части создания на территории муниципального образования маневренного жилищного фонда, в связи с этим требования административного иска подлежат удовлетворению.
Срок, испрашиваемый для устранения выявленного нарушения, суд считает разумным и достаточным, учитывая, что со времени внесения представления прокурора прошло более одного года.
Суд отмечает, что отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства, Бюджетный кодекс РФ не исключает возможности внесения изменения в бюджет муниципального образования после его утверждения на соответствующий период.
В соответствии с положениями ст. 219, ч. 9 ст. 226 КАС РФ пропуск срока для обращения в суд устанавливается судом независимо от наличия или отсутствия об этом заявления другой стороны.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 12 пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 – 2020 (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020), в соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные частями 9 и 10 данной статьи, в полно объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (подпункт 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статья 6, статья 9 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 219 КАС если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что отсутствие маневренного фонда на территории поселения выявлено в 2023 году, по состоянию на дату подачи иска (ДД.ММ.ГГГГ) маневренный фонд не создан, то есть имеет место длящееся бездействие.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок для обращения с административным иском не пропущен.
Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации, статьи 3,4, 227 КАС РФ).
Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
При рассмотрении настоящего дела судом установлена совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд –
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.04.2024.