11RS0012-01-2023-000304-37 Дело № 2а-126/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2023 года с. Объячево
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Можегова Т.В. рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми к Воробьевой Ю.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в суд к Воробьевой Ю.А. с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций. Заявленные требования мотивирует тем, что Воробьева Ю.А., являясь налогоплательщиком, уплатила суммы транспортного налога за 2017-2018 гг. с пропуском установленного законом срока, в связи с чем последней были начислены штрафные санкции. В адрес Воробьевой Ю.А. выставлялись требования об уплате пени, однако в добровольном порядке пени административным ответчиком не погашены, в связи с чем Инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит взыскать с Воробьевой Ю.А. суммы задолженности в размере 180,18 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 31,44 рублей за период с 21.02.2018 по 27.03.2018, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 6,29 рублей за период с 21.02.2018 по 27.03.2018, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 11,87 рублей за период с 28.02.2019 по 08.07.2019, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 130,58 рублей за период с 28.02.2019 по 08.07.2019.
В силу ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Определением суда от 23.03.2023 при подготовке административного дела к судебному разбирательству административному ответчику были разъяснены основания и порядок упрощенного (письменного) производства; установлен срок, в течение которого Воробьева Ю.А. вправе была подать письменные возражения относительно этого порядка.
Воробьева Ю.А., извещенная о возбуждении в отношении нее административного дела, не высказала возражений относительно рассмотрения дела в упрощенном порядке, представив копии квитанций об оплате задолженности в заявленной административным истцом размере.
Отсюда, суд считает возможным рассмотреть дело по представленным письменным доказательствам, в порядке упрощенного производства, по правилам ст. 291 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев дело №, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет, по смыслу данной статьи, публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства; и могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз.
Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию (п. 3 ст. 57 НК РФ).
При этом в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, что определено ст. 57 п. 4 НК РФ.
В силу ст. 363 НК РФ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что в Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми имелись сведения, согласно которым в период с 03.05.2014 до 26.072018 в собственности Воробьевой Ю.А. находилось транспортное средство марки <данные изъяты>, гос, гос. номер №.
Административный ответчик данный факт не оспаривает, данный факт также подтверждается сведениями ГИБДД ОМВД России по Прилузскому район.
На основании ч. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 45 НК, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из представленных административным истцом документов следует, что к указанному сроку сумма транспортного налога в бюджет административным ответчиком не была уплачена.
В силу ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес Воробьевой Ю.А. были направлены налоговые уведомления № от 20.09.2017 об уплате, в том числе и транспортного налога по сроку уплаты не позднее 01.12.2017, № от 10.08.2018 об уплате, в том числе транспортного налога по сроку уплаты не позднее 03.12.2018.
В связи с несвоевременной оплатой налога административным ответчиком, последней было направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.07.2019 со сроком уплаты до 01.11.2019, при этом из искового заявления следует, что недоимка составляет:
- пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 31,44 рублей за период с 21.02.2018 по 27.03.2018,
- пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 6,29 рублей за период с 21.02.2018 по 27.03.2018,
- пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 11,87 рублей за период с 28.02.2019 по 08.07.2019,
- пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 130,58 рублей за период с 28.02.2019 по 08.07.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 этой же статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем постановлении Пленума от 11.06.1999 № 41 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 20), при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Из представленных суду документов следует, что налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском в пределах срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии со статьей 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по административным делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
До начала рассмотрения дела по существу административный ответчик представила чеки об оплате 28.03.2023 налоговых платежей на общую сумму 180 рублей 18 копеек, в том числе 31,44 рубля, 06,29 рублей, 11,87 рублей, 130,58 рублей.
В свою очередь административный истец, не оспаривая факт поступления денежных средств в заявленном размере, от исковых требований не отказался со ссылкой п. 1 ст. 45 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2023, указав, что по состоянию на 01.01.2023 сальдо единого налогового счета Воробьевой Ю.А. является отрицательным на сумму 5411 рублей 72 копейки, в том числе: - за 2017 год в размере 286,62 рублей по сроку уплаты 03.12.2018, - за 2017 год в размере 3850,00 рублей по сроку уплаты 03.12.2018. Налоговые платежи на общую сумму 180,18 рублей, поступивший административного ответчика от 28.03.2023 был зачислен в счет недоимки по транспортному налогу начиная с наиболее раннего момента его выявления, в связи с чем налогоплательщиком частично уплачен транспортный налог за 2017 год в размере 180,18 рублей.
Суд не может согласиться с позицией административного истца о наличии у административного ответчика задолженности по налогам на общую сумму 5411 рублей 72 копеек, поскольку вышеназванная сумма административным истцом ко взысканию не заявлялась, в то время в силу суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 178 ч. 1 КАС РФ), что в данном случае не предусмотрено.
В тоже время суд исходит из того, что административный ответчик, являясь плательщиком указанного налога, не исполнила обязанность по уплате пени в указанный в требованиях налогового органа срок, произвела налоговые платежи 28.03.2023 на общую сумму 180 рублей 18 копеек (31,44 + 06,29 + 11,87 + 130,58) без указания идентификационных сведений, позволяющих отнести их к конкретному налоговому периоду, что в свою очередь обосновано дало право налоговому органу зачислить платежи в счет погашения задолженности за периоды на свое усмотрение.
Административный ответчик мер к перераспределению платежей не осуществила, в связи с чем задолженность по оплате пени за спорные периоды не погашена.
Отсюда суд считает необходимым требования административного истца удовлетворить в заявленном Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми размере.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, взыскивается в доход бюджета муниципального района.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что при подаче административного иска от уплаты госпошлины административный истец был освобожден с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, подлежит взысканию с Воробьевой Ю.А. государственная пошлина в размере 400 рублей в доход бюджета МО МР «Прилузский».
Рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 180,18 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░:
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░ ░░░░░ 87715000 ░ ░░░░░░░ 31,44 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 21.02.2018 ░░ 27.03.2018,
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░ ░░░░░ 47624460 ░ ░░░░░░░ 6,29 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 21.02.2018 ░░ 27.03.2018,
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░ 87715000 ░ ░░░░░░░ 11,87 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28.02.2019 ░░ 08.07.2019,
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░ 47624460 ░ ░░░░░░░ 130,58 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 28.02.2019 ░░ 08.07.2019.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░