Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1687/2023 ~ М-1293/2023 от 08.06.2023

№ 2а-1687/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2023 года      город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Огородникова Д.Ю., при секретаре судебного заседания Заплаткине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора г.Новочебоксарска Чувашской Республики в защиту неопределенного круга лиц к администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики, Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, обязании выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия,

при участии помощника прокурора г.Новочебоксарска Чувашской Республики Никитина Г.Н.,

представителя административных ответчиков администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики и Управления городского хозяйства администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики Лебедевой Т.Н., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Заместитель прокурора г.Новочебоксарск 08.06.2023 с учетом уточнения от 19.09.2023 в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики и его Управлению городского хозяйства об оспаривании бездействия и возложении обязанности выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокурором проверки выявлены нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. приказом Госстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, далее - ГОСТ Р 50597-2017) при выполнении своей обязанности по надлежащему содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения: от заезда с ул.Пионерская в дворовой части дома №2/1 по ул.Пионерская, включая дорогу у подъездов №4 и №5 дома №1/2 по ул.Строителей, до пересечения с ул.Строителей г.Новочебоксарск. Указанный участок автомобильной дороги имеет многочисленные повреждения в виде выбоин, превышающих предельно допустимые повреждения покрытия и затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации скоростью. Для устранения нарушений прокурором 20.05.2022 в адрес администрации г.Новочебоксарск внесено представление о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, однако по состоянию на 28.04.2023 нарушения не были устранены. Со ссылкой на ст.262 ГК РФ, п.5 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении), ч.ч.9,12 ст.6, п.п.6,11 ч.1 ст.13, ч.1 ст.18, ч.ч.1-3 ст.34 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах), п.п.1,2 ст.12 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения), ч.1 ст.179.4 Бюджетного кодекса РФ, п.7 Постановления Кабинета Министров ЧР от 13.04.2012 №140 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Чувашской Республики» просят признать незаконным бездействие администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики по выполнению ремонта автомобильной дороги от заезда с ул.Пионерская в дворовой части дома №2/1 по ул.Пионерская, включая дорогу у подъездов №4 и №5 дома №1/2 по ул.Строителей, до пересечения с ул.Строителей г.Новочебоксарск; обязать администрацию г. Новочебоксарск до 01.05.2024 организовать работы по ремонту автомобильной дороги и устранить в соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения по всей ширине и протяженности от заезда с ул.Пионерская в дворовой части дома №2/1 по ул.Пионерская, включая дорогу у подъездов №4 и №5 дома №1/2 по ул.Строителей, до пересечения с ул.Строителей г.Новочебоксарск.

В судебном заседании административный истец прокурор Никитин Г.Н. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям и просил удовлетворить.

Представитель административных соответчиков Лебедева Т.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, мотивируя тем, что автомобильная дорога, которую просит отремонтировать прокурор, проходит по земельному участку, предоставленному для строительства многоквартирных домов, и для определения источника финансирования необходимо установить владельцев указанных участков. На 2018-2024 году перечень дворовых территорий, подлежащих ремонту, уже утвержден постановлением администрации г.Новочебоксарск от 01.12.2017 №1958. В случае удовлетворения требований прокурора необходимо заказать проектную документацию для ремонта и просить у Минстроя Чувашии выделения дополнительных денежных средств, что потребует времени не менее 1 года.

Заинтересованные лица Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Новочебоксарска, финансовый отдел администрации г.Новочебоксарска, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ОМВД по г.Новочебоксарск, ООО «УК «Сельский комфорт» в судебное заседание явку представителей не обеспечили, уведомлены.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.6,12 ст.3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п.2 ст.12 Закона о безопасности дорожного движения обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Закона об автомобильных дорогах).

В п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 указано, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, размеры и срок устранения которых приведены в таблице 5.3. Исходя из требований таблицы 5.3 выбоины на проезжей части не должны превышать допустимые размеры (длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв. м и более).

Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой г. Новочебоксарска проверки совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД России по г.Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения при содержании автомобильных дорог местного значения в границах городского округа: на проезжей части дворовой территории дома 1/2 по ул.Строителей возле подъездов 4 и 5 имеются отдельные повреждения проезжей части в виде выбоин глубиной до 11 см, длиной до 212 см и шириной до 100 см, на проезжей части дворовой территории дома 2/1 по ул.Пионерская возле подъездов 3 и 4 имеются отдельные повреждения проезжей части в виде выбоин глубиной до 10,5 см, длиной до 370 см и шириной до 50 см.

Об устранении указанных нарушений в адрес главы администрации г.Новочебоксарска 20.05.2022 внесено представление о принятии конкретных мер по устранению недостатков.

На указанное представление заместителем главы администрации г.Новочебоксарска был дан ответ от 21.06.2022, что дороги во дворах домов 1/2 по ул.Строителей и 2/1 по ул.Пионерская могут относиться к зоне ответственности собственников многоквартирных домов и в таком случае обязанность организовать дорожную деятельность лежит на них.

Исходя из положений ст.37 Закона о местном самоуправлении местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Закона о местном самоуправлении и в силу статьи 8 Устава г. Новочебоксарска Чувашской Республики к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственным лицом за содержание дороги общего пользования местного значения городского округа является соответствующий орган местного самоуправления, а в рассматриваемой ситуации - администрация г. Новочебоксарска, но не управляющие компании или собственники помещений в многоквартирных домах.

Согласно п.2 Положения об Управлении городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденного Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов от 27.04.2023 №С43-3, к основным задачам Управления отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новочебоксарска Чувашской Республики и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новочебоксарска Чувашской Республики, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п.3.13, 3.34 Положения Управление выполняет функции в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности:

- осуществляет муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики;

- обеспечивает подготовку перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новочебоксарска Чувашской Республики;

- организует информационное обеспечение пользователей автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики;

- обеспечивает подготовку нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики и правил расчета размера ассигнований бюджета города Новочебоксарска на указанные цели;

- принимает меры по организации дорожного движения.

Управление участвует в организации работы по отбору объектов на содержание, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт с определением объемов работ.

Довод административного ответчика о том, что дороги, в отношении которого заявлены исковые требования, находятся в границах земельных участков, которые принадлежат на праве долевой собственности собственникам многоквартирных домов, и поэтому содержание и ремонт данной дороги является обязанностью указанных собственников, судом не принимается на основании следующего.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Статьей 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3). Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления (часть 4).

Таким образом, к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме относятся лишь те объекты, непосредственно предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.

Несмотря на то, что участки дороги, в отношении которых заявлены исковые требования, находятся в границах земельных участков указанных многоквартирных домов, в деле не имеется доказательств того, что проходящие вдоль жилых домов автомобильные дороги предназначены лишь для обслуживания именно этих многоквартирных домов.

В соответствии с п.1 ст.262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

С учетом приведенных положений дорога, проходящая мимо жилых домов, других объектов недвижимости, представляет собой территорию общего пользования. Земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу. Поэтому спорный участок дороги является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, и относится к дорогам общего пользования местного значения, в связи с чем проведение ремонта не может быть отнесено к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые несут собственники помещений в данном доме. Сам по себе факт того, что спорный участок дороги проходит во дворах вышеуказанных многоквартирных домов в установленных границах земельных участков, не может служить основанием для возложения обязанности по ремонту этого участка дороги на собственников помещений в многоквартирных домах.

Ссылка административного ответчика на отсутствие в бюджете денежных средств на исполнение возлагаемого судом правового значения для рассматриваемого спора не имеет и не является основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Поэтому административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации г.Новочебоксарска по выполнению ремонта автомобильной дороги от заезда с ул.Пионерская в дворовой части дома №2/1 по ул.Пионерская, включая дорогу у подъездов №4 и №5 дома №1/2 по ул.Строителей, до пересечения с ул.Строителей г.Новочебоксарск и обязании устранить выявленные нарушения обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учётом обязательных требований, предъявляемых к органам власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Бюджетным кодексом РФ, суд полагает возможным установить срок устранения выявленных нарушений в течение в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 218-228 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ №2/1 ░░ ░░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ №4 ░ №5 ░░░░ №1/2 ░░ ░░.░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.5.2.4 ░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ №2/1 ░░ ░░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ №4 ░ №5 ░░░░ №1/2 ░░ ░░.░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░                                               ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1687/2023 ~ М-1293/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г. Новочебоксарска
Ответчики
Администрация г. Новочебоксарск
Другие
Финансовый отдел администрации г. Новочебоксарск
ООО "УК Сельский комфорт"
ОМВД России по г. Новочебоксарск
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
Судья
Огородников Д.Ю.
Дело на сайте суда
novocheboksarsky--chv.sudrf.ru
08.06.2023Регистрация административного искового заявления
08.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Дело оформлено
01.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее