Дело № 2а-1066/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года город Лаишево РТ
Лаишевский районный суд Республики Татарстан
под председательством судьи Мансурова А.А.
при секретаре судебного заседания Шаметкиной А.В.,
с участием представителей административного истца – Сухорукова А.Ю., Смирновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Смирнова В. В. к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решений, действий органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решений, действий органа государственной власти и просит:
- признать незаконным решение Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан №/исх от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги – утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале № Матюшинского сельского поселения;
- обязать Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка в кадастровом квартале № Матюшинского сельского поселения.
В обоснование иска указано, что истцу на основании договора аренды принадлежит лесной земельный участок с кадастровым номером №, а также в соответствии с договором водопользования от ДД.ММ.ГГГГ получил право на использование акватории Куйбышевского водохранилища для размещения сооружений для отстоя своих плавательных средств. Между указанным земельным участком и части акватория Куйбышевского водохранилище располагается земельный участок, в утверждение схемы расположения которого Смирнов В.В. обратился с заявлением в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, однако, получен отказ в предоставлении муниципальной услуги письмом №/исх от ДД.ММ.ГГГГ. Автор полагал, что данный ответ является незаконным, мотивы отказа несостоятельными и немотивированными.
В судебном заседании представитель административного истца полагал необходимым удовлетворить требования иска по указанным обстоятельствам.
Представитель административного ответчика Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, а также административный ответчик Карсалов А.Г. в судебное заседание не явились, извещены. Каких-либо ходатайств не представлено.
Заинтересованные лица, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение). При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
Отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела судом установлено, что истцу на основании договора аренды принадлежит лесной земельный участок с кадастровым номером №, а также в соответствии с договором водопользования от ДД.ММ.ГГГГ получил право на использование акватории Куйбышевского водохранилища для размещения сооружений для отстоя своих плавательных средств.
Истец обратился с заявлением к руководителю Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале № Матюшинского сельского поселения.
В ответ на данное заявление получен ответ за исх. №/исх от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении данного заявления.
При рассмотрении данного административного искового заявления суд приходит к мнению о том, что решение, изложенное в обжалуемом письме, должно быть признано незаконным в соответствии с вышеприведенными нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в обжалуемом ответе не указаны нормы законы, послужившие основанием для отказа в удовлетворении заявления. В оспариваемом ответе нет ссылок на действующее законодательство, в соответствии с которым принято оспариваемое решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Следовательно, усматриваются основания для удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемым постановлением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а содержание оспариваемого постановления не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административным ответчиком, на которого в силу части 11 статьи 226 КАС РФ возложено бремя доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не опровергнуты доводы административного истца, каких-либо возражений относительного административного иска не представлено.
На основании изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В данном случае устранение нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца достигается путем признания оспариваемого постановления незаконным.
В удовлетворении требования обязать Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка в кадастровом квартале 16:24:260201 Матюшинского сельского поселения, следует отказать, поскольку заявление по существу не рассмотрено. Суд не может своим решением подменять административную процедуру.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №/░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ №) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.