Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г.,
при секретаре Мутовкиной О.А., с участием помощника прокурора Юргамышского района Шибанова С.С., рассмотрев 20 сентября 2021 года в п. Юргамыше Курганской области в открытом судебном заседании административный иск прокурора Юргамышского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юргамышского района о возложении обязанности по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Прокурор Юргамышского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Юргамышского района о возложении обязанности по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
В иске указали, что в рамках проведения надзорных мероприятий в сфере исполнения законодательства окружающей среды выявлены нарушения в деятельности должностных лиц Администрации Кислянского сельсовета. В дальнейшем требования уточнил, иск предъявил к Администрации Юргамышского района, поскольку именно на данный орган местного самоуправления, Федеральным законом №131-ФЗ и иным нормативными Актами возложена на территории Юргамышского района обязанность по сбору твердых коммунальных отходов, которая осуществляется с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п.1, 3 ст. 13.4 № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу п. 3 Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра» (далее - Правила), органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, Администрация Юргамышского района нарушает гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории Гороховского сельсовета на благоприятную окружающую среду.
Просят обязать Администрацию Юргамышского района в срок до 31.12.2021г. в соответствии с п. 4 СанПин 2.1.3684-21 на территории Кислянского сельсовета Юргамышского района создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, имеющие подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, на расстоянии 20 метров, но не более 100 метров до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; на расстоянии не менее 15 метров – до территорий медицинских организаций на следующих адресах: д. Фадюшино, ул. Центральная-10, ул. Центральная - 29, ул. Центральная -46, ул. Центральная - 53, ул. Центральная - 72. ул. Молодежная 2-2; д. Плотникова: ул. Набережная -12, ул. Набережная - 29, ул. Набережная - 61, ул. Лесная - 50; с. Кислянское: ул. Чапаева - 9, ул. Чапаева - 24, ул. Чапаева - 40, ул. Гагарина - 17, ул. Гагарина - 1, ул. Набережная - 54, ул. Набережная - 68, ул. Набережная - 34, ул. Набережная - 5, ул. Осипова -15, ул.40 лет Победы - 18, ул.40 лет Победы -10 (в заулок), ул. Маюрова - 2, ул. Советская - 82, ул. Советская - 48, ул. Советская - 15(старая аптека), ул. Советская - 32, ул. Колхозная -2; д. Ложкино: ул. Набережная - 8, ул. Набережная -33; д. Окулова: ул. Родниковая - 5, ул. Родниковая - 13, ул. Левобережная -5; д. Постовалова: ул. Набережная - 13, ул. Набережная - 21; ул. Мостовая - 2, ул. Заречная - 13(за дом); д. Шемелино: ул. Центральная - 8, ул. Заречная -13(напротив дома), ул. Заречная -33; д. Кулаш: ул. Верхняя - 17, ул. Верхняя - 29, ул. Нижняя - 7; д. Токарева: ул. Центральная - 34, ул. Центральная - 17а, ул.Заречная-12; с. Малое Белое: ул. Новая - 7, ул. Школьная - 33, ул. Спортивная - 2, ул. Строителей -20, ул. Строителей -14, ул. Победы - 35, ул. Победы - 2, ул. Центральная -16, ул. Калинина - 18; д. Колупаевка: ул. Труда - 9, ул. Космонавтов -14, ул. Космонавтов - 33, ул. Новая -3; д. Пичевка: ул. Центральная – 5а, ул. Центральная -13; д. Щучье: ул. Мира - 25, ул. Мира - 14; п. Малобеловодский, ул. Лесная - 5.
В судебном заседании помощник прокурора Юргамышского района Шибанова С.С. на иске настаивал, просил предоставить срок для исполнения решения суда до 31.03.2022г.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации Юргамышского района не явился, извещены надлежащим образом, возражений на административный иск суду не направили.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района не явился, извещены надлежащим образом.
С учетом мнения административного истца, суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Заслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Согласно ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Статья 51 Федерального закона от 1.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29.03.2011г. N 2-П).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п. 1 ст. 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона).
Постановлением Администрации Кислянского сельсовета от 07.07.2020г. № 20 утверждены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории сельсовета Юргамышского района по каждому населённому пункту.
В приложении 2 к постановлению утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов территории Кислянского сельсовета Юргамышского района.
Правилами благоустройства, уборки и санитарного содержания населенных пунктов Кислянского сельсовета, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не предусмотрена.
Распоряжением Администрации Юргамышского района от 04.03.2020г. №93-р, утвержден реестр и схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Юргамышского района.
В Приложении №1 к настоящему решению на территории МО Кислянского сельсовета предусмотрено 82 контейнерных площадок, размещение которых соответствует населенным пунктам и улицам, указанных в иске.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что обязанность по разработке и утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестра мест (площадок) накопления ТКО, нормативного правового акта устанавливающего формы письменных заявок на согласование создание мест (площадок) накопления ТКО иными лицами, нормативного правового акта о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО, административного регламента по рассмотрению заявок о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО, отнесено к полномочиям муниципальных районов.
Следует отметить, что Закон Курганской области от 25.12.2014г. N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» не возлагает на сельское поселение обязанность по определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО, так как не конкретизирует полномочия сельского поселения в указанном вопросе и не определяет объем финансовых обязательств, в связи с чем была произведена замена ответчика на Администрацию Юргамышского района, иск рассмотрен в пределах заявленных требований.
Административным истцом. с учетом уточнения, указано на необходимость исполнения решения суда в срок, в течение которого ответчику надлежит обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кислянского сельсовета до 31 марта 2022 года. Указанный для исполнения судебного решения, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора Юргамышского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юргамышского района о возложении обязанности по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Руководствуясь ст.ст.14, 62, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.03.2022░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 100 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░-10, ░░. ░░░░░░░░░░░ - 29, ░░. ░░░░░░░░░░░ -46, ░░. ░░░░░░░░░░░ - 53, ░░. ░░░░░░░░░░░ - 72. ░░. ░░░░░░░░░░ 2-2; ░. ░░░░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░░░ -12, ░░. ░░░░░░░░░░ - 29, ░░. ░░░░░░░░░░ - 61, ░░. ░░░░░░ - 50; ░. ░░░░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░ - 9, ░░. ░░░░░░░ - 24, ░░. ░░░░░░░ - 40, ░░. ░░░░░░░░ - 17, ░░. ░░░░░░░░ - 1, ░░. ░░░░░░░░░░ - 54, ░░. ░░░░░░░░░░ - 68, ░░. ░░░░░░░░░░ - 34, ░░. ░░░░░░░░░░ - 5, ░░. ░░░░░░░ -15, ░░.40 ░░░ ░░░░░░ - 18, ░░.40 ░░░ ░░░░░░ -10 (░ ░░░░░░), ░░. ░░░░░░░ - 2, ░░. ░░░░░░░░░ - 82, ░░. ░░░░░░░░░ - 48, ░░. ░░░░░░░░░ - 15(░░░░░░ ░░░░░░), ░░. ░░░░░░░░░ - 32, ░░. ░░░░░░░░░ -2; ░. ░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░░░ - 8, ░░. ░░░░░░░░░░ -33; ░. ░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░░░ - 5, ░░. ░░░░░░░░░░ - 13, ░░. ░░░░░░░░░░░░ -5; ░. ░░░░░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░░░ - 13, ░░. ░░░░░░░░░░ - 21; ░░. ░░░░░░░░ - 2, ░░. ░░░░░░░░ - 13(░░ ░░░); ░. ░░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░░░░ - 8, ░░. ░░░░░░░░ -13(░░░░░░░░ ░░░░), ░░. ░░░░░░░░ -33; ░. ░░░░░: ░░. ░░░░░░░ - 17, ░░. ░░░░░░░ - 29, ░░. ░░░░░░ - 7; ░. ░░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░░░░ - 34, ░░. ░░░░░░░░░░░ - 17░, ░░.░░░░░░░░-12; ░. ░░░░░ ░░░░░: ░░. ░░░░░ - 7, ░░. ░░░░░░░░ - 33, ░░. ░░░░░░░░░░ - 2, ░░. ░░░░░░░░░░ -20, ░░. ░░░░░░░░░░ -14, ░░. ░░░░░░ - 35, ░░. ░░░░░░ - 2, ░░. ░░░░░░░░░░░ -16, ░░. ░░░░░░░░ - 18; ░. ░░░░░░░░░░: ░░. ░░░░░ - 9, ░░. ░░░░░░░░░░░ -14, ░░. ░░░░░░░░░░░ - 33, ░░. ░░░░░ -3; ░. ░░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░░░░ – 5░, ░░. ░░░░░░░░░░░ -13; ░. ░░░░░: ░░. ░░░░ - 25, ░░. ░░░░ - 14; ░. ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░ - 5.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:░.░. ░░░░░░░░