Адм. дело № 2а-1343/2021 Мотивированное решение
УИД 51RS0007-01-2021-003585-97 составлено 14 декабря 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 декабря 2021 г. город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быковой Н.Б.,
при помощнике Ковалевской Н.А., секретаре Костыриной Н.Ф.,
с участием административного ответчика Елисеева М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №9 по Мурманской области к Елисееву Михаилу Валерьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Елисееву М.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование исковых требований указано, что Елисеев М.В. с 6 марта 2012 г. по 19 апреля 2021 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, заявленный основной вид деятельности – издание газет. В соответствии со ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 марта 2012 г. Елисеев М.В. применял упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения – доходы, уменьшенные на произведенные расходы и ставка налога – 15 %.
За время ведения предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него законодательством об уплате страховых взносов, в связи с чем образовалась задолженность, на которую были начислены пени.
Кроме того, в нарушение требований п.п.1, 4 п.1 ст.23 и п.1 ст.346.23 НК РФ, ИП Елисеев М.В. представил налоговую декларацию за 2017 год - 20 августа 2019 г., то есть с нарушением установленного срока на пятнадцать полных и один неполный месяц. Сумма налога, подлежащая уплате на основе налоговой декларации – 0 рублей. Таким образом, ИП Елисеев М.В. совершил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.119 НК РФ. В ходе рассмотрения Акта и материалов проверки в соответствии со ст.ст.112, 114 НК РФ установлено отсутствие финансово- хозяйственной деятельности в 2017 году, а также несвоевременное представление ответчиком налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, не повлекло неблагоприятных экономических последствий, в связи с чем, данные обстоятельства приняты как смягчающие вину. Заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №8 по Мурманской области принято решение №444 от 24.03.2020, снизить размер налоговых санкций в два раза, то есть до 500 рублей.
В связи с возникновением у налогоплательщика задолженности по уплате налога, пени, штрафа, налоговым органом было выставлено требование от 27.07.2020 №8092, сумма задолженности по штрафу по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) составила 500 рублей.
В нарушение требований п.п.1, 4 п.1 ст.23 и п.1 ст.346.23 НК РФ, ИП Елисеев представил налоговую декларацию за 2018 год - 20 августа 2019 года, то есть с нарушением установленного срока на три полных и один неполный месяц. Сумма налога, подлежащая уплате на основе налоговой декларации – 0 рублей. Таким образом ИП Елисеев М.В. совершил налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст.119 НК РФ. В ходе рассмотрения Акта и материалов проверки в соответствии со ст.ст.112, 114 НК РФ установлено отсутствие финансово- хозяйственной деятельности в 2018 году, а также несвоевременное представление ответчиком налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, не повлекло неблагоприятных экономических последствий, в связи с чем, данные обстоятельства приняты как смягчающие вину. Заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №8 по Мурманской области принято решение №443 от 24.03.2020, снизить размер налоговых санкций в два раза, то есть до 500 рублей.
Ответчику налоговым органом было выставлено требование от 27.07.2020 №8091, сумма задолженности по штрафу по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) составила 500 рублей.
Налоговым органом ответчику были выставлены требования от 09.01.2017 №061S01170006834, от 07.07.2017 №11098, от 15.01.2018 №599, от 12.09.2018 №670, от 16.01.2019 №284, от 16.01.2020 №919, от 27.07.2020 №8101, от 27.07.2020 №8092, от 27.07.2020 №8091 об уплате страховых взносов, пени и штрафа, до настоящего времени не исполненные ответчиком.
В связи с неисполнением налогоплательщиком вышеуказанных требований, Межрайонная ИФНС России №9 по Мурманской области обратилась к мировому судье судебного участка №3 Апатитского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа. 30 июля 2021 г. мировым судьей был выдан судебный приказ № 2а-4641/2021, который определением от 26 августа 2021 г. отменен по заявлению ответчика.
Просит взыскать с Елисеева М.В. задолженность по:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 3796 рублей 85 копеек и пени в размере 2218 рублей 97 копеек;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 17098 рублей 11 копеек и пени в размере 419 рублей 25 копеек;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 79299 рублей и пени в размере 2119 рублей 36 копеек;
- штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 1000 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. На возражения ответчика о пропуске срока исковой давности представил письменные пояснения, из которых следует, что Инспекция обратилась в суд с административным иском в установленный законом срок.
Административный ответчик Елисеев М.В. в ходе судебного разбирательства не оспаривал наличие недоимки по уплате страховых взносов. Отметил, что задолженность образовалась в связи с затруднительным материальным положением в спорный период. Просил применить срок давности к требованиям об уплате страховых взносов, задолженность по которым образовалась за расчетный период до 1 января 2017 года и за 2017 год. Требования, заявленные за период с 1 января 2018 г. признал в полном объеме.
Суд, руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.
Согласно главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2017 г. на налоговые органы возлагается в том числе, и функция по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе, возникшей с 1 января 2017 г.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» являются индивидуальные предприниматели.
На основании статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с Письмом ФНС России от 24.10.2017 № ГД-4-11/21487@ «Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам» до 31 декабря 2017 г. индивидуальные предприниматели должны уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2017 год в фиксированном размере, в сумме 23 400 рублей и 4590 рублей соответственно.
Согласно части 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
При этом, сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
А с 1 января 2018 г., в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование установлены в фиксированном размере: 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рубля за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Судом установлено, что Елисеев М.В. был зарегистрирован и осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 6 марта 2012 г. по 19 апреля 2021 г.
В связи с тем, что в период осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов, то за 2016 год ему был начислен фиксированный платеж в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 3796 рублей 85 копеек (6204(МРОТ)х12(месяцев)х5,1%(тариф).
За 2017 год ему были начислены:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей (7500(МРОТ)х12 (месяцев)х26%(тариф);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 4590 рублей за расчетный период 2017 год (7500х12(месяцев)х5,1%%(тариф).
Кроме того, за расчетный период 2018 года Елисееву М.В. были начислены:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 5840 рублей.
За расчетный период 2019 года Елисееву М.В. были начислены:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рубля;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 6884 рубля.
В случае нарушения сроков оплаты страховых взносов, плательщик обязан в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплатить пени.
Поскольку плательщик обязанность по уплате страховых взносов не выполнил, ему в соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации начислены пени.
Направленные налоговым органом в адрес ответчика требования от 09.01.2017 №061S01170006834, сроком исполнения до 01.04.2017, от 07.07.2017 №11098, сроком исполнения до 27.07.2017, от 15.01.2018 №599, сроком исполнения до 02.02.2018, от 12.09.2018 №670, сроком исполнения до 02.10.2018, от 16.01.2019 №284, сроком исполнения до 05.02.2019, от 16.01.2020 №919, сроком исполнения до 14.02.2020, об уплате страховых взносов и пени, до настоящего времени не исполнены.
При этом сумма задолженности по требованию от 09.01.2017 №061S01170006834 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, составила 1461 рубль 50 копеек.
По требованию от 07.07.2017 №11098 об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, задолженность составила 757 рублей 47 копеек; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - 3796 рублей 85 копеек.
По требованию от 15.01.2018 №599 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) задолженность составила 23400 рублей; сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) – 6 рублей 04 копейки; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 4374 рубля 11 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 1 рубль 18 копеек.
По требованию от 12.09.2018 №670 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) сумма задолженности составила 1375 рублей 94 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 269 рублей 91 копейка.
По требованию от 16.01.2019 №284 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) сумма задолженности составила 26545 рублей; по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 5840 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) - 645 рублей 65 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, составила 126 рублей 65 копеек.
По требованию 16.01.2020 №919 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) сумма задолженности составила 29 354 рубля; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 6884 рубля; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) - 91 рубль 73 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 21 рубль 51 копейка.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно положениям статьи 346.23 Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В судебном заседании установлено, что административным ответчиком несвоевременно была исполнена обязанность по предоставлению декларации по налогу, уплачиваемому, в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, в связи с чем решением № 444 от 24 марта 2020 года Елисеев М.В. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и обязан к уплате штрафа в размере 500 рублей.
Кроме того, Елисеевым М.В. также несвоевременно была исполнена обязанность по предоставлению декларации по налогу, уплачиваемому, в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, в связи с чем решением № 443, от 24 марта 2020 года Елисеев М.В. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и обязан к уплате штрафа в размере 500 рублей.
Направленные в адрес административного ответчика требование №8091 и №8092 от 27.07.2020, сроком исполнения до 04.09.2020, об уплате штрафа оставлено им без внимания.
Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию штраф в размере 1000 рублей (500+500).
Суд соглашается с представленным расчетом, контррасчета административным ответчиком не представлено. Доказательств погашения указанной задолженности материалы административного дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, административный иск о взыскании с Елисеева М.В. страховых взносов, пени и штрафа подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение суд являются ошибочными по следующим основаниям.
Процедура взыскания недоимки по налогам и страховым взносам с должника регламентируется положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент спорных отношений) определено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений). При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 31 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 287, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Судам также необходимо учитывать, что поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья городского суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
В связи с отсутствием добровольного исполнения вышеуказанных требований Инспекция 26 июля 2021 г. обратилась к мировому судье судебного участка №3 о вынесении судебного приказа в отношении Елисеева М.В. о взыскании с административного ответчика обязательных платежей и санкций.
И.о. мирового судьи судебного участка № 3 Апатитского судебного района – мировым судьей судебного участка №1 Апатитского судебного района 30 июля 2021 г. вынесен судебный приказ о взыскании с Елисеева М.В. задолженности по обязательным платежам, который определением мирового судьи судебного участка №3 от 26 августа 2021 г. отменен в связи с поступившими со стороны должника возражениями относительно его исполнения.
Таким образом, административный истец 20 октября 2021 г. обратился с административным исковым заявлением к административному ответчику о взыскании недоимки и пени по страховым взносам с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, срок на обращение в суд не пропущен.
С учетом приведенных норм закона и установленных обстоятельств суд считает заявленные административным истцом требования о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам, пени, штрафа обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 8 части 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины составляет 3319 рублей 03 копейки (3200 + 2% (105951,54 - 100000).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 17, ░░. 127, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 105951 (░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 54 ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2017 ░░░░, ░ ░░░░░░░ 3796 ░░░░░░ 85 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2218 ░░░░░░ 97 ░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2017 ░░░░, ░ ░░░░░░░ 17098 ░░░░░░ 11 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 419 ░░░░░░ 25 ░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2017 ░░░░) ░ ░░░░░░░ 79299 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2119 ░░░░░░ 36 ░░░░░░;
- ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░) ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3319 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) 03 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░