Дело № 2а-1006/2022
УИД 44RS0027-01-2022-001547-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«28» декабря 2022 года г. Нерехта Костромской области
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Жоховой С.Ю.,
при секретаре Еремченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области к УФССП по Костромской области, заместителю начальника Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП по Костромской области, Межрайонному ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области, заместителю начальника Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора.
Свои требования мотивировала тем, что заместителем начальника МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Данное постановление вынесено в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ., возбуждённого на основании исполнительного листа, выданного на основании решения суда по делу № об обязании Администрацию муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области предоставить Е. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы площади изолированное жилое помещение, расположенное на территории муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Полагает, что нести ответственность в данном случае администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район не должна, так как в срок для добровольного исполнения администрацией предприняты все меры, направленные на исполнение норм Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», происходит через электронный аукцион, путем заключения муниципального контракта. Муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район исполняет переданные отдельные государственные полномочия по предоставлению жилых помещений лицам, указанным в ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014г. № 620-5-ЗКО «О наделении органом местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями» при условии выделения администрацией Костромской области субвенций на осуществление указанных государственных полномочий. Общий объем бюджетных ассигнований, на исполнение которых представляется субвенция, в 2022 году составляет (данные изъяты) руб. Указанная субвенция поступила на расчетный счет администрации ДД.ММ.ГГГГ. В результате в 2022 году исполнено одно судебное решение по предоставлению по договору найма специализированное жилое помещение на сумму (данные изъяты) руб. ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения, предоставленного в дальнейшем по решению Нерехтского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. №. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район рассмотрен вопрос об увеличении расходов бюджета муниципального района на 2022 год на выполнение данных полномочий. В связи с отсутствием дополнительных источников финансирования в бюджете муниципального района на 2022 год решением Собрания депутатов определено оставить без изменения расходы на выполнение полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. С целью исполнения иных решений направлены письма о выделении бюджету муниципального района дополнительных субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениям направлялись письма председателю и депутату Костромской областной думы, заместителю губернатора, директору департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области, директору департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, председателю Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района поступил ответ из департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, из которого следует, что в соответствии с планируемым распределением средств в областном бюджете на 2023 год бюджету муниципального района предусмотрены субвенции в размере (данные изъяты) рублей на приобретение трех жилых помещений указанной категории лиц. О данном постановлении администрация узнала 25 октября и 27 октября в МОСП по ОВИП был направлен запрос о его предоставлении. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального района поступило данное постановление.
Административный истец просит освободить Администрацию муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей.
Судом из числа ответчиков исключен Межрайоный ОСП по особо важным делам УФССП по Костромской области /л.д.2/.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, ходатайствал о рассмотрении дела без участия представителя.
Административные ответчики: УФССП по Костромской области, заместитель начальника Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской, заинтересованное лицо Нерехтский межрайонный прокурор, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы административного дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч.1 ст.218, ст.360 КАС РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.1 ст.121 Закона об исполнительном производстве).
Частью 1 ст.12, частью 1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения в Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного Закона, которой установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 г. N 0001/16, содержащих указание о том, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).
Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает соблюдение муниципальным заказчиком процедур, установленных данным Законом.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014г № 620-5-ЗКО «О наделении
органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
Согласно п.1 ст. 4 указанного закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, возбуждённого на основании исполнительного листа, выданного на основании решения суда по делу № об обязании Администрацию муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области предоставить Е. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы площади изолированное жилое помещение, расположенное на территории муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в котором должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства /л.д.45-47/.
Решение суда Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район не исполнила.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение вышеуказанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок /л.д.48/.
Законность вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не оспаривается и нарушений судом не установлено.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, на финансовое обеспечение расходных обязательств, на исполнение которых представляется субвенция, в 2022 году составляет (данные изъяты) руб. /л.д.10/.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район рассмотрен вопрос об увеличении расходов бюджета муниципального района на 2022 год на выполнение данных полномочий. В связи с отсутствием дополнительных источников финансирования в бюджете муниципального района на 2022 год решено расходы на выполнение полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, оставить без изменения в сумме (данные изъяты) руб. /л.д.11/.
Судом установлено, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Е. жилого помещения, администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области к УФССП по Костромской области не была обеспечена за счет средств бюджета Костромской области.
Сведений о том, что на день получения административным истцом постановления о возбуждении исполнительного производства в составе муниципального имущества имелось жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, материалы административного дела не содержат.
С целью исполнения решений суда, в том числе о предоставлении специализированного жилого помещения Е. администрацией муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ДД.ММ.ГГГГ направлены письма, в том числе директору департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, директору департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, заместителям губернатора Костромской области, председателю и депутату Костромской областной Думы, в которых содержалась просьба предусмотреть бюджетные ассигнования в областном бюджете на 2022 год на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В которых также сообщалось, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального района наступило основание на получение жилого помещений у 58 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентировочно на сумму (данные изъяты) руб. исходя из стоимости (данные изъяты) руб. на 1 квартиру, из них 4 решения суда, вступившее в законную силу и которое исполнено в настоящий момент, 11 письменных обращений /л.д.14-19/.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области направлены письма председателю и депутату Костромской областной Думы, заместителям губернатора Костромской области, в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области. В которых также сообщалось, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального района наступило основание на получение жилого помещений у 33 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентировочно на сумму (данные изъяты) млн. руб. исходя из стоимости (данные изъяты) руб. на 1 квартиру. ДД.ММ.ГГГГ на очередном заседании Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области был рассмотрен вопрос «Об увеличении расходов бюджета муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области на 2022 год на выполнение полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В связи с отсутствием дополнительных источников финансирования в бюджете муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области на 2022 год Решением Собрания депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район № от ДД.ММ.ГГГГ. определено оставить расходы на выполнение полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без изменения. Администрация муниципального района просила предусмотреть бюджетные ассигнования в областном бюджете на 2022 год на предоставление жилых помещений /л.д. 19, 20, 21, 22, 23, 25, 30/.
Из ответа департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что в соответствии с планируемым распределением средств в областном бюджете на 2023 год бюджету муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области предусмотрены субвенции в размере (данные изъяты) рублей, на приобретение 3 жилых помещений для указанной категории лиц /л.д.24/.
Исходя из положений статьи 401 ГК РФ лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, судом установлено, что администрацией муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. При этом судом принимается во внимание, что финансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств бюджета Костромской области, исполнение требований исполнительного документа возможно только на основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения специализированного жилого фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. В связи с чем реальное исполнение решение суда о предоставлении жилого помещения в течение установленного пятидневного срока не представлялось возможным по объективным причинам.
Поскольку административным истцом доказано отсутствие вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, суд, принимая положения вышеприведенных правовых норм, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2022 ░░░░