№ 2а-1196/13-2022 г.
46RS0030-01-2022-000337-33
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2022 года г.Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,
с участием заместителя Курского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курской области – Кофанова Ю.В.,
при помощнике судьи: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области к Самофалову Сергею Анатольевичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области обратилось в Ленинский районный суд г.Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к Самофалову С.А. При этом указав, что Самофалов С.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, осужден 23.06.2021 г. мировым судьей судебного участка №2 г. Обояни и Обоянского района Курской области по № к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Осужденный освобождается 11.03.2022 г. Самофалов С.А. относится к лицам, в отношении которых установление административного надзора является обязательным, поскольку в период административного надзора он совершил преступление. Просили установить в отношении Самофалову С.А. административный надзор на срок до 04.08.2028 г. и одновременно установить ему следующие административные ограничения: обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области по доверенности ФИО6поддержал административный иск в полном объеме по изложенным в нём основаниям и просил его удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик Самофанов С.А. не возражал против установления административного надзора. Просил не устанавливать ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., поскольку не имеет постоянного места жительства.
Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства, с учетом заключения прокурора, полагавшим требования ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области подлежащими удовлетворению в полном объеме, а также установлению ограничения в виде запрета выезда за пределы Курской области, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 года № 64-ФЗ (далее – Закон об административном надзоре), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Закона об административном надзоре определено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления;2) преступления при рецидиве преступлений;3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Самофалов С.А. является лицом, в отношении которого вступившим в законную силу решением Обоянского районного суда Курской области от 05.11.2020 г. был установлен административный надзор на срок 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до погашения судимости, с административными ограничениями: обязать в период установленного за ним административного надзора 2 раза в месяц являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения; запретить выезд за пределы Обоянского района Курской области без уведомления органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства или пребывания, в ночное время с 22:00 час. до 06:00 час., за исключением случаев, связанных с работой.
В период нахождения под административным надзором Самофалов С.А. совершил преступление и был осужден 23.06.2021 г. мировым судьей судебного участка №2 г. Обояни и Обоянского района Курской области по № к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.2 ст. 3 настоящего ФЗ на срок, установленный законодательством РФ, для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Самофалов С.А. освобождается из исправительного учреждения 22.03.2022 года, следовательно, срок погашения его судимости по приговору мирового судьи судебного участка №2 г. Обояни и Обоянского района Курской области – 22.03.2025 г.
Как следует из предоставленных материалов, Самофалов С.А. ранее был осужден 05.02.2020 г. Обоянским районным судом Курской области по № к 6 месяцам. 04.08.2020 г. освобожден по отбытии наказания. Срок погашения судимости Самофалова С.А. за совершение преступления средней тяжести наступит 04.08.2023 г.
Кроме того, решением Спасского районного суда Приморского края от 04.06.2019 г. в отношении Самофалова С.А. был установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями: обязательная явка 4 раза в месяц в ОВД по месту жительства (пребывания) для регистрации, запретить пребывание в барах, ресторанах, ночных клубах, других питейных и увеселительных заведениях, запретить пребывание вне жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов.
При этом, Самофалов С.А. ранее был осужден 13.09.2017 г. Обоянским районным судом Курской области по №, на основании ч№ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с назначением по приговору Обоянского районного суда Курской области от 18.05.2017 г. окончательно назначено 2 года 2 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима. Освобожден по отбытии наказания 17.07.2019 г. Срок погашения судимости Самофалова С.А. за совершение тяжкого преступления наступит 17.07.2027 г.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление от 21 декабря 2011 года N 30-П; определения от 27 февраля 2020 года № 492-О, от 28 мая 2020 года № 1133-О).
Решением Обоянского районного суда Курской области от 05.11.2020 г. был установлен административный надзор на срок 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до погашения судимости, с административными ограничениями: обязать в период установленного за ним административного надзора 2 раза в месяц являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения; запретить выезд за пределы Обоянского района Курской области без уведомления органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства или пребывания, в ночное время с 22:00 час. до 06:00 час., за исключением случаев, связанных с работой
А потому в настоящее время имеется два основания установления в отношении Самофалова С.А. административного надзора в безусловном порядке, предусмотренные п.2 и п.4 ст. 3 Закона об административном надзоре.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16.05.2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч.1 ст. 5 Закона).
С учетом приведенных норм права, Самофвалову С.А. подлежит установить срок административного надзора по приговору, судимость по которому имеет более длительный период погашения, т.е. по 03.08.2028 г.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 5 Закона об административном надзоре, административный надзор в отношении Самохвалова С.А. исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области об установлении административного надзора в отношении Самохвалова С.А.является обоснованным.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 4 Закона об административном надзоре, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
При определении подлежащих применению при административном надзоре ограничений, суд учитывает данные о личности Самохвалова С.А. (неоднократно был судим, осуществляет трудовую деятельность в исправительном учреждении), характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, его поведение в период отбывания наказания в исправительном учреждении, в связи с чем, в целях защиты государственных и общественных интересов, а также для предупреждения совершения Самохваловым С.А. преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, суд считает необходимым установить в отношении него административный надзор на срок по 03.08.2028 г. с установлением ограничений в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, и запрета выезда за пределы Курской области.
Указанные ограничения, по мнению суда, наиболее полно соответствуют целям установления административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы.
Оснований для не установления иных ограничений суд не усматривает.
Кроме того, согласно части третьей статьи 12 Закона об административном надзоре орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами: 1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника; 2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории; 3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; 4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; 5) необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию; 6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве: а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения; б) прохождение предварительного собеседования; в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории; г) заключение трудового договора; д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг; е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности. Следовательно, указанные административные ограничения не умаляют достоинство, не исключают реализацию права на свободу передвижения и иных его прав и свобод. При этом следует отменить, что административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц. Установленные в отношении административного ответчика административные ограничения, соответствуют целям предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, а также оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Кроме того, в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В связи с изложенным, требования ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 03.08.2028 ░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2 (░░░) ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: