Решение по административному делу № 2а-459/2024
в окончательной форме принято 20.02.2024.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2024 года город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Колядина А.В.,
при секретаре Гарифуллиной Э.Р., с использованием средств аудиозаписи,
с участием административного истца Иванова Д.В.. представителя административного истца – адвоката Кулакова А.В., прокурора Каменева Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова Дмитрия Владимировича к Отделу полиции № 19 Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» о досрочном прекращении административного надзора,
установил:
Иванов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
В обоснование требований указано, что решением Тагилстроевского районного суда г. Н. Тагила от 30.03.2021 в отношении Иванова Д.В. установлен административный надзор сроком на три года с административными ограничениями. Решение было обжаловано и оставлено без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 25.05.2021.
Ранее приговором Тагилстроевского районного суда г. Н. Тагила Свердловской области от 28.12.2016 административный истец был осужден за совершение преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года десять месяцев. Постановлением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26.03.2019 Иванову Д.В. неотбытая часть наказания в виде лишения свободы была заменена на более мягкий вид наказания в виде исправительных работ сроком один год девять месяцев семь дней, которые Иванов Д.В. отбыл в полном объеме.
Иванов Д.В. с момента постановки под административный надзор добросовестно соблюдает все административные ограничения и выполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
По приговору суда он был обязан возместить моральный вред в размере ... Далиденковой М.В. - законному представителю несовершеннолетней потерпевшей. Взысканная судом сумма выплачена в полном объеме, в связи с чем окончено исполнительное производство в Тагилстроевском РОСП г. Н. Тагила.
Иванов Д.В. трудоустроен ... замечаний по работе не имеет, характеризуется положительно. В настоящее время административный истец проживает с матерью ААА и отчимом ВВВ по адресу: (место расположения обезличено) По месту проживания также характеризуется положительно, пересмотрел свою жизненную позицию, намерен создать семью. К административной ответственности за весь период административного надзора не привлекался.
На момент обращения с настоящим административным иском Иванов Д.В. находится под административным надзором почти два года (с 21.12.2021), полагает, что имеются основания для досрочного прекращения административного надзора (административный иск – л.д. 4-5).
Административный истец Иванов Д.В. и его представитель Кулаков А.В. административное исковое заявление поддержали в полном объеме, сославшись на изложенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика ОП № 19 МУ МВД России «Нижнетагильское», законный представитель потерпевшего по уголовному делу – заинтересованное лицо Далиденкова М.В., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Обсудив с административным истцом, его представителем, прокурором, руководствуясь ч. 5 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения административного истца Иванова Д.В. и его представителя Кулакова А.В., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Каменева Г.Д., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований о досрочном прекращении административного надзора, суд пришел к следующему.
Основания и порядок досрочного прекращения административного надзора, установленного в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).
В соответствии с ч. 3 ст. 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 1 ст. 10 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о досрочном прекращении административного надзора и о частичной отмене административных ограничений.
В соответствии с ч. 9 ст. 271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о досрочном прекращении административного надзора административным истцом должны указываться сведения, характеризующие поднадзорное лицо. К административному исковому заявлению о досрочном прекращении административного надзора административным истцом должны прилагаться материалы, характеризующие указанное лицо.
В силу ч. 2 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Согласно статье 2 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» внимание судов обращено на то, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.
По смыслу вышеприведенных норм права, установление административного надзора имеет целью предупреждение преступлений и других правонарушений, оказание на заявителя профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что приговором Тагилстроевского районного суда г. Н. Тагила Свердловской области 28.12.2016 Иванов Д.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Совершенное Ивановым Д.В. преступление, относится к категории тяжких.
Решением Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 30.03.2021 в отношении Иванова Д.В. был установлен административный надзор сроком на три года и ограничения в виде запрета пребывания вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 23:00 часов до 06:00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; запрета выезда за пределы Свердловской области без разрешения органов внутренних дел; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях; обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (л.д. 7).
Апелляционным определением Свердловского областного суда от 25.05.2021 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Иванова Д.В. – без удовлетворения (л.д. 8).
Как следует из материалов дела, в период административного надзора Иванов Д.В. нарушений не совершал. При этом на учет как поднадзорное лицо Иванов Д.В. встал 21.12.2021, то есть после истечения немногим менее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Из характеристики с места работы следует, что с 08.04.2019 Иванов Д.В. трудоустроен в ... на должность грузчика. Впоследствии он переведен в цех №..., с августа 2023 года работает стропальщиком 3 разряда .... Согласно характеристике, он характеризуется положительно (л.д. 24).
По месту жительства, согласно рапорту-характеристике, составленному инспектором ОП № 19 МУ МВД России «Нижнетагильское» ДДД, Иванов Д.В. характеризуется удовлетворительно. По месту жительства, со слов жильцов дома, характеризуется положительно. В злоупотреблении алкогольными напитками замечен не был, в конфликтные ситуации с жильцами дома не вступает, в употреблении наркотических веществ не замечен. Жалоб и заявлений в момент опроса от жильцов дома не поступало. К административной и уголовной ответственности не привлекался, состоит на административном надзоре (л.д. 25).
По приговору суда от 28.12.2016 с Иванова Д.В. в пользу заинтересованного лица Далиденковой М.А. была взыскана компенсация морального вреда в размере .... Согласно постановлению пристава-исполнителя Тагилстроевского РОСП г. Н. Тагила от 05.09.2022 исполнительное производство №... в отношении должника Иванова Д.В. окончено фактическим исполнением (л.д. 23).
Иных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о возможной отмене административных ограничений, досрочном прекращении административного надзора, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, Ивановым Д.В. не представлено.
Оценивая доводы представителя административного истца о том, что срок административного надзора следует исчислять со дня вступления в законную силу решения Тагилстроевского районного суда от 30.03.2021, то есть с 25.05.2021, суд признает их обоснованными. Таким образом, срок административного надзора истекает 24.05.2024. Остаток срока административного надзора составляет чуть больше трех месяцев.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что, несмотря на вступление решения суда в законную силу 25.05.2021, Иванов Д.В., тем не менее, в течение длительного времени не исполнял решение суда, не являясь в отдел внутренних дел для постановки на учет как поднадзорное лицо, тем самым он не выполнял вступившее в законную силу решение суда, не исполнял административные ограничения.
Пояснения представителя Кулакова А.В. о «путанице» относительно того, как исполнять вступившее в законную силу решение, суд признает надуманными.
Кроме того, суд установил, что Иванов Д.В. имеет в собственности автомобиль .... Иванов Д.В. в судебном заседании пояснил, что автомобиль принадлежит ему на праве собственности, он единственное лицо, допущенное к управлению транспортным средством.
Согласно справке Отдела ГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» Иванов Д.В. за период с 24.04.2023 по 05.12.2023 совершил девять административных правонарушений (ч. 2 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ) (л.д. 26).
Иванов Д.В. пояснил, что все нарушения ПДД РФ зафиксированы автоматическими системами контроля, штрафы оплачены.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона об административном надзоре, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
При этом, разрешая вопрос о возможности досрочного прекращения административного надзора, следует исходить из того, что удовлетворение соответствующих требований должно отвечать целям и задачам установления административного надзора, перечисленным в статье 2 Закона об административном надзоре, согласно которой, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В данном случае у суда отсутствуют основания полагать, что цели и задачи административного надзора, установленного в отношении Иванова Д.В. как лица, совершившего тяжкое преступление, достигнуты за истекший период административного надзора.
Сохранение мер административного надзора в отношении Иванова Д.В. суд признает необходимым и соразмерным, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения Ивановым Д.В. преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Кроме того, суд при решении вопроса о досрочном прекращении административного надзора, учитывает поведение административного истца в период отбывания наказания, который характеризовался неудовлетворительно, подвергался взысканиям.
Также соблюдение ограничений и положительные характеристики с места жительства и работы сами по себе не являются безусловными основаниями для досрочного прекращения установленного административного надзора. Совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения опровергают доводы административного истца об отсутствии нарушений действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд, исходя из интересов общественной безопасности и задач административного надзора по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений, оказанию на поднадзорное лицо индивидуального профилактического воздействия, полагает досрочное прекращение административного надзора в отношении Иванова Д.В. преждевременным.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Иванову Д.В. в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ № 19 ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░