74RS0008-01-2019-000875-98
Дело № 2а-635/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2019 года г.Аша
Ашинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего Л.Т. Кулагиной,
при секретаре Е.В. Мусабировой
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Ашинского муниципального района к судебному приставу–исполнителю Ашинского городского отдела судебных приставов управления федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Манкеева Д.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава- исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ашинского муниципального района обратилась в суд с административным иском к судебному приставу–исполнителю Ашинского ГОСП Манкеева Д.В. Л.В., УФССП России по Челябинской области об уменьшении до 37 500 рублей исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава- исполнителя Ашинского ГОСП от <дата>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Ашинского городского суда Челябинской области от <дата> на администрацию Ашинского муниципального района возложена обязанность по предоставлению <ФИО>1, <дата> года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 12 кв.м. в городе <адрес> за счет средств бюджета Челябинской области. <дата> судебным приставом-исполнителем Ашинского ГОСП Манкеевой Л.В. возбуждено исполнительное производство <номер>. <дата> вынесено постановление о взыскании с администрации Ашинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Администрация Ашинского муниципального района предприняла все зависящие от нее мер для заключения договора купли-продажи жилого помещения и исполнения решения суда от <дата>. Так, за период с <дата> по <дата> Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района было проведено ряд аукционов в электронной форме и куплено 21 квартира в Ашинском районе, в том числе в г. Аше 11 квартир. Обстоятельства, препятствующие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены действиями администрации Ашинского муниципального района. Согласно информации финансового управления администрации Ашинского муниципального района бюджет Ашинского муниципального района является дотационным, часть средств в размере 74,6 % выделяется из областного и федерального бюджетов, что говорит об ограниченном использовании ресурсов. Направление бюджетных средство на уплату исполнительских сборов за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, создает угрозу сбалансированности бюджета.
В судебное заседание представитель административного истца Администрации Ашинского муниципального района не явился, извещен надлежаще (л.д. 30), направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.31).
Судебный пристав – исполнитель Ашинского ГОСП Манкеева Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие судебного пристава (л.д.32).
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще (л.д. 33), о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не поступало.
На основании ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения административного дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав- исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу положений ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 3 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (ст. 401 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
К обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения данного спора, подлежащим установлению в ходе судебного разбирательства, относятся сведения и данные о том, обращался ли должник при отсутствии свободных площадей и необходимых денежных средств с ходатайством об отсрочке его исполнения, а в представительный орган - с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на приобретение такого жилья, наличие вины и степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника.
Как усматривается из материалов дела, решением Ашинского городского суда от 24.01.2019 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским дела Челябинского областного суда от 04.04.2019 года, на администрацию Ашинского муниципального района возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Челябинской области <ФИО>1 (л.д. 6-8, 9-12).
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист, на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство <номер> от <дата> (л.д. 15). Копия постановления получена администрацией Ашинского муниципального района 14.05.2019 года, что подтверждается отметкой о принятии корреспонденции и не оспаривается администрацией Ашинского муниципального района.
Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах. Постановления о возбуждении исполнительного производства должником - администрацией Ашинского муниципального района не оспорены.
Администрация Ашинского муниципального района обращалась в Ашинский городской суд с заявлениями об отсрочке исполнения решений суда.
Определением Ашинского городского суда от 13.06.2019 года администрации Ашинского муниципального района отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Ашинского городского суда Челябинской области от 24.01.2019 года (л.д. 13-14).
<дата> судебным приставом-исполнителем Ашинского ГОСП Манкеевой Л.В. было вынесено постановление о взыскании с администрации Ашинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. по указанному исполнительному производству (л.д. 16).
Установленный ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, не учитывает длительность процедур связанных с отыскиванием соответствующего жилого помещения и оформлением жилищных прав граждан. За столь короткий период времени, прошедший с момента вручения должнику постановлений о возбуждении исполнительных производств до принятия постановлений о взыскании исполнительского сбора, при отсутствии у администрации свободных жилых помещений, административный истец не имел реальной возможности исполнить судебные акты.
В соответствии с решением суда жилым помещением администрация Ашинского муниципального района обеспечивает взыскателя за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть бюджета Челябинской области.
В силу норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключение гражданско-правового договора, предметом которого является приобретение недвижимого имущества от имени муниципального образования, осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных названным Федеральным законом, путем проведения аукциона в электронной форме (электронный аукцион) (ч.2 ст. 59) и с учетом Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
Согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Таким образом, обязанности администрации Ашинского муниципального района в рамках подготовки к заключению договора купли-продажи жилого помещения ограничиваются только размещением информации о проведении электронного аукциона и доведения ее до неограниченного круга лиц.
Более того, согласно ст. 46 указанного федерального закона проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя.
Вместе с тем администрация в вопросе приобретения указанного жилья не бездействовала.
Так, 21.03.2019 года, 25.03.2019 года, 23.05.2019 года, 29.05.2019 года, 31.05.2019 года, 03.06.2019 года администрацией были проведены открытые аукционы в электронной форме на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 17-27).
Администрация Ашинского муниципального района является бюджетным учреждением, выделение средств которому производится со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы, в соответствии с утвержденным планом. Финансирование носит целевой характер и осуществляется в меру установленных планов, при условии соблюдения финансового режима и под финансовым контролем. Заявки на обеспечение средствами выполняются с учетом механизма финансирования целевых программ, к которым относится, в том числе, приобретение жилых помещений для детей-сирот.
Согласно информации Финансового управления администрации Ашинского муниципального района Ашинский муниципальный район являете дотационной территорией, поскольку собственные доходы составляют менее 74,6 % бюджета (л.д. 28). Направление бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, создает угрозу сбалансированности бюджета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.08.2011 г. № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1-3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.
Анализ действующего законодательства, включая нормы федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
На основании вышеизложенного и учитывая степень вины должника, его имущественное положение, длительность неисполнения судебных актов, суд приходит к выводу, что администрация Ашинского муниципального района предприняла достаточные меры для заключения договоров купли-продажи жилых помещений и исполнения вышеуказанных решений суда.
При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены действиями администрации Ашинского муниципального района, следовательно, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ 37 500 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ <░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.09.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░