Дело №а-2316/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2020г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Эсальнек Елены Евгеньевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области об оспаривании решения и возложении обязанности по совершению действий, направленных на заключение договора купли-продажи земельного участка,
у с т а н о в и л:
Эсальнек Е.Е., являющаяся собственником трансформаторной подстанции ТП 167, расположенной по адресу: <адрес>, обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> об отказе в предоставлении административной истице в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под упомянутым зданием, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении данного участка земли, в чем ей административным ответчиком неправомерно отказано по причине того, что принадлежащая Эсальнек трансформаторная подстанция в силу действующего законодательства может размещаться на публичных землях без предоставления расположенного под данным объектом недвижимости земельного участка в собственность, тогда как упомянутая подстанция, являющаяся заданием, а не сооружением, к видам соответствующих объектам, под которыми участки земли не предоставляются, не относится, в связи с чем в административном иске также поставлен вопрос о возложении на административного ответчика обязанности по совершению в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу действий, направленных на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка (принятие решения о заключении данного договора).
Представитель административной истицы Вебер А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Гришутина Е.А., возражая против удовлетворения административного иска, указала на обоснованность отказа названного уполномоченного органа в предоставлении Эсальнек Е.Е. испрашиваемого земельного участка, отметив, что принадлежащая последней трансформаторная подстанция относится к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, ввиду чего у Эсальнек Е.Е. отсутствует право на приобретение спорного участка в собственность.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска - Андреева О.В. в судебном заседании указала на необоснованность административного иска, отметив, что на территорию квартала, в границах которого расположен спорный участок, разработан и утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий, которым предусмотрено размещение на этом участке земли трансформаторной подстанции.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Исходя из положений п.2 ст.15, п.1. ст.25, п.п.1, 2 ст.39.1 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в частности, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в п.2 ст.39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со ст.39.18 настоящего Кодекса.
Установленный ст.39.14 ЗК РФ порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предполагает подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и последующее заключение договора купли-продажи этого участка.
Как предусмотрено п.1 ст.39.20, п/п.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
В соответствии с п.1.1 ст.39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со ст.39.36 настоящего Кодекса.
В силу п.3 ст.39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300, в перечень таких объектов включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
На основании п.2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 28.05.2015 №302, объекты, виды которых установлены упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
По правилам п/п.19 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
По делу установлено, что Эсальнек Е.Е. на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» договора купли-продажи является собственником трансформаторной подстанции ТП 167 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, который ранее находился в аренде у ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра».
Данный участок земли является собственностью Смоленской области и расположен в территориальной зоне ОЖ (Зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения), градостроительный регламент которой в качестве основного вида разрешенного использования территории предусматривает размещение распределительных пунктов и подстанций, трансформаторных подстанций.
ДД.ММ.ГГГГ Эсальнек Е.Е. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату упомянутого земельного участка без проведения торгов (с указанием в качестве цели использования участка размещение на нем трансформаторной подстанции ТП 167), в чем ей письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> отказано на основании п/п.19 п.2 ст.39.16 ЗК РФ, ввиду того, что принадлежащий административной истице объект недвижимости в силу положений п.3 ст.39.36 ЗК РФ и постановления Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> может размещаться на публичных землях без предоставления расположенного под ним земельного участка в собственность (л.д.20, 45-46).
Исходя из приведенных выше норм права, а также ст.128, 129 ГК РФ, ст.15 ЗК РФ, передача в аренду, приобретение права собственности и иных прав на земельный участок осуществляется с учетом признания его как объекта права и в пределах его оборотоспособности.
На территорию квартала, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, разработан и постановлением Администрации г.Смоленска от 03.09.2014 №<данные изъяты> утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий в г.Смоленске в границах проспекта Гагарина – улицы Тенишевой – улицы Урицкого, предусматривающий использование этого участка земли исключительно для размещения трансформаторной подстанции ТП 167.
Трансформаторные подстанции является отдельным объектом гражданских прав, в связи с чем они могут участвовать в гражданском обороте недвижимости.
Согласно п.5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300, в перечень таких объектов включены не только связанные с линиями электропередачи классом напряжения до 35 кВ трансформаторные подстанции, но и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которого не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с п.7 ст.11 Закона Смоленской области от 25.12.2006 №155-з «О градостроительной деятельности на территории Смоленской области» выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также в случаях строительства и реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 20 киловольт включительно, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования.
Таким образом, исходя из регионального законодательства, для размещения любых типов трансформаторных подстанций выдача разрешения на строительство не требуется, в связи с чем согласно п.5 названного Перечня принадлежащая Эсальник Е.Е. подстанция отнесена к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков, что указывает на законность оспариваемого административной истицей решения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, принятого в соответствии с п.1.1 ст.39.20 и п.3 ст.39.36 ЗК РФ, и исключает возможность удовлетворения административного иска.
Ссылки Эсальнек Е.Е. на то, что согласно сведениям ЕГРН принадлежащая ей трансформаторная подстанция является не сооружением, упомянутым в п.1.1 ст.39.20 ЗК РФ, а зданием, которое не используется по прямому назначению (исключено из производственного цикла передачи электрической энергии), во внимание судом не принимаются, поскольку в ЕГРН принадлежащий административной истицы объект недвижимости определен в качестве трансформаторной подстанции ТП 167, которая согласно упомянутому выше проекту планировки и межевания застроенных территорий должна располагаться на спорном участке земли.
С учетом этого, в отсутствие в ЕГРН измененных сведений о наименовании указанного объекта (изменении его целевого назначения) и при отнесении пунктом 5 указанного Перечня и пунктом 7 ст.11 Закона Смоленской области от 25.12.2006 №155-з трансформаторных подстанций (независимо от того, определены ли они в ЕГРН в качестве зданий либо сооружений) к объектам, собственники которых права на приобретение в собственность земельных участков под ними не имеют, фактическое неиспользование в настоящее время трансформаторной подстанции ТП 167 для осуществления передачи электрической энергии правового значения для разрешения административного спора не имеет.
При таком положении, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░: 67RS0002-01-2020-002116-85
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-2316/2020