УИД 74RS0025-01-2023-000632-87
Дело № 2а-665/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,
при секретаре Меньшиковой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к Шестакову Алексею Владимировичу о взыскании задолженности по налогу и пени,
У С ТА Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Шестакова А.В. задолженности за 2018 год по транспортному налогу в размере 2280 рублей, пени за период с 30 мая 2020 по 10 июня 2020 года в размере 5,02 рублей, за период с 11 июня 2020 по 17 ноября 2020 года в размере 53,38 рублей, за 2019 год - в размере 2064 рубля, пени за период с 02 декабря 2020 по 26 октября 2021 года в размере 117,64 рублей.
В обоснование административного иска указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрированы указанные в налоговых уведомлениях автомобили. Ответчику исчислен транспортный налог за 2018, 2019 годы, обязанность по оплате которых не исполнена. Кроме того, на сумму недоимки по транспортному налогу, начислены пени.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области о времени, и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в порядке упрощенного (письменного производства).
Административный ответчик Шестаков А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленных письменных отзывах против удовлетворения требований возражал.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.
На основании ст.ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч.1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 3 ст. 363 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Как предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
При рассмотрении дела установлено, что Шестаков А.В., имеющий ИНН № по налоговому уведомлению №90946177 от 25 марта 2020 года был обязан уплатить транспортный налог за 2018 год в общем размере 2280 рублей в срок до 29 мая 2020 года; по налоговому уведомлению №26532081 от 03 августа 2020 года – транспортный налог за 2019 год в размере 2064 рубля (л.д. 18, 20 оборот).
Требованием №78781 от 11 июня 2020 года Шестаков А.В. уведомлен о наличии задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 2280 рублей, по пени за период с 30 мая 2020 по 10 июня 2020 года в сумме 5,02 рублей, необходимости ее оплаты в срок до 14 июля 2020 года (л.д. 19, 20). По требованию №137844 от 18 ноября 2020 года на сумму недоимки за 2018 года начислены пени в размере 53,38 рублей за период с 11 июня 2020 по 17 ноября 2020 года и подлежащие оплате в срок до 22 декабря 2020 года (л.д. 21, 22).
В связи с неуплатой транспортного налога за 2019 года Шестакову А.В. выставлено требование №59170 от 26 октября 2021 года, согласно которому размер недоимки по налогу составил 2064 рубля, по пени за период 02 декабря 2020 по 26 октября 2021 года – 117,64 рублей. Обязанность по уплате исчисленных налогов и пени была установлена в срок до 14 декабря 2021 года (л.д. 16, 17).
Поскольку сумма задолженности по вышеуказанным требованиям не превысила 10000 рублей, срок добровольного исполнения самого раннего требования №78781 от 11 июня 2020 года истек 14 июля 2020 года, срок для обращения с заявлением на выдачу судебного приказа в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ - не позднее 14 января 2024 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шестакова А.В. суммы задолженности по налогу, пени и штрафам в общем размере 5026,04 рублей, административный истец обратился 26 января 2023 года. По заявлению должника мировым судьей судебного участка №1 Красноармейского района Челябинской области 17 февраля 2023 года судебный приказ был отменен. С настоящим иском административный истец обратился 25 мая 2023 года, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ установлено, что порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 8 Приказа ФНС России от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием, в частности, логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 23 приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в подтверждение факта направления налогоплательщику налоговых уведомлений №90946177 от 25 марта 2020, №26532081 от 03 августа 2020 года и требований №78781 от 11 июня 2020, №137844 от 18 ноября 2020 года об уплате налогов, пени и их получения в электронной форме представлен скриншот с интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (л.д. 9, 10).
Таким образом, административный ответчик, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, располагал возможностью ознакомиться с направленными в его адрес налоговыми уведомлениями и требованиями об уплате недоимки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возникновении обязанности по уплате налогов за налоговый период 2018 года и соответствующих пени, поскольку порядок направления налогового уведомления и требований посредством размещения в личном кабинете налоговом органом был соблюден.
В связи с чем, с Шестакова А.В. подлежит взысканию задолженность за 2018 год по транспортному налогу в размере 2280 рублей, пени за период с 30 мая 2020 по 10 июня 2020 года в размере 5,02 рублей, за период с 11 июня 2020 по 17 ноября 2020 года в размере 53,38 рублей,
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 части 2 статьи 11.2 НК Российской Федерации).
В целях реализации данного права, Шестаков А.В. 15 декабря 2020 года через личный кабинет налогоплательщика в адрес Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области направил уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, о чем свидетельствует обращение №764796405_61051130 (л.д. 53).
В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности, сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.
К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке, что следует из положений ч. 2 ст.287 КАС РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, о чем указано в ч. 4 ст. 289 КАС РФ. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе в силу требований, содержащихся в части 5 указанной статьи.
Как следует из материалов дела, в подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административным истцом представлено требование об уплате налога, пени №59170 от 26 октября 2021 года, которое было направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика 28 октября 2021 года (л.д. 10).
Однако, поскольку 15 декабря 2020 года налоговым органом принято заявление Шестакова А.В. о необходимости получения документов от налогового органа исключительно на бумажном носителе, доказательств, свидетельствующих о последующем направлении налогоплательщиком уведомления о необходимости получения документов в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, в материалы административного дела не представлено, суд приходит к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для направления административному ответчику требования об уплате налогов, пени от 26 октября 2021 года через личный кабинет налогоплательщика.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Таким образом, учитывая, что требование №59170 от 26 октября 2021 года Шестакову А.В. на бумажном носителе налоговым органом не направлялось, что свидетельствует о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования административного спора, суд приходит к выводу об оставлении административного иска в части взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год - в размере 2064 рубля, пени за период с 02 декабря 2020 по 26 октября 2021 года в размере 117,64 рублей без рассмотрения.
Принимая во внимание направление настоящего иска в суд 25 мая 2023 года, оснований полагать, что налоговой инспекцией соблюден досудебный порядок принудительного взыскания задолженности по налогам и пени за 2019 года посредством направления Шестакову А.В. почтовой связью требования №59170 от 26 октября 2021 года лишь 27 июня 2023 года, то есть после обращения в суд, не имеется (л.д. 57-60).
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175 – 180, 196 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>73, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2280 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 30 ░░░ 2020 ░░ 10 ░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░ 02 ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ 11 ░░░░ 2020 ░░ 17 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 53 ░░░░░ 38 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 2338 ░░░░░░ 40 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 2064 ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░ 26 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 117,64 ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░