Решение
именем Российской Федерации
город Черемхово 21 февраля 2024 года
Черемховский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Пластинина Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дархановым А.С., с участием представителя административного истца - помощника прокурора г. Черемхово Иркутской области Кулакова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-25/2024, по административному иску прокурора г. Черемхово в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Черемховского сельского поселения о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Черемховского сельского поселения, в обоснование которого указал, что прокуратурой города в ходе анализа исполнения администрацией Черемховского сельского поселения обязанности по созданию на территории поселения маневренного жилищного фонда установлено, что в нарушение норм жилищного законодательства на территории Черемховского сельского поселения не создан маневренный жилищной фонд, создание которого является обязанностью органов местного самоуправления сельского поселения. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ прокурором города главе Черемховского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства с требованием создать маневренный жилищный фонд. Однако до настоящего времени ответчиком нарушения законодательства не устранены. На основании изложенного просит возложить обязанность на администрацию Черемховского сельского поселения создать в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу маневренный жилищный фонд.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора ФИО3 заявленные требования поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Черемховского сельского поселения, заинтересованных лиц – администрации <адрес> муниципального образования, Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> муниципального образования не явились, в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При этом в адрес суда представлены возражения административного ответчика, согласно которым сторона административного ответчика против административных исковых требований возражала по основания, изложенным в письменных возражениях.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей административного ответчика, заинтересованных лиц.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заявленные прокурором требования поданы в соответствии с предоставленными ему полномочиями, поскольку связаны с защитой прав и интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» (принят Постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС) за сельскими поселениями <адрес>, в том числе согласно пункту 22.17 приложения № к указанному закону, за Черемховским муниципальным образованием <адрес> закреплен вопрос местного значения - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 Жилищного кодекса ЖК установлены случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).
Согласно положениям ч.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» за сельскими поселениями закреплен в том числе вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
По смыслу приведенных положений законов и исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплено за сельскими поселениями.
Из указанных норм права следует, что создание маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления сельского поселения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией Черемховского сельского поселения обязанности по созданию на территории муниципального образования маневренного жилищного фонда, в ходе которой установлено, что жилых помещений специализированного (маневренного) фонда на территории Черемховского сельского поселения не имеется, что также подтверждается ответом главы Черемховского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.
И.о. прокурора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Черемховского сельского поселения было вынесено представление с требованием создать на территории поселения маневренный жилищный фонд.
Из возражений ответчика на административный иск следует, что прямой обязанности по созданию маневренного жилищного фонда не содержится ни в Жилищном кодексе РФ, ни в Законе № 131-ФЗ, ни в Уставе Черемховского сельского поселения, в соответствии с п. 5.12 Ведомственных строительных норм ВСН-58-88 (р) данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий. У администрации Черемховского сельского поселения каких-либо работ по выполнению капитального ремонта или реконструкции жилых помещений не запланировано. На основании чего полагают, что формировать маневренный жилищный фонд нет необходимости.
Таким образом, отсутствие маневренного жилищного фонда Черемховского сельского поселения создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса РФ.
Вопреки доводам административного ответчика о том, что положения жилищного законодательства не содержат прямого указания, которые бы возлагали на органы местного самоуправления обязанность по созданию маневренного жилищного фонда, тем более, в отсутствие фактов нарушения жилищных прав граждан, в интересах которых предъявлены требования прокурора, и не выявлена потребность населения в таком фонде, п. 6 ст. 6 Устава Черемховского муниципального образования (с изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения Поселения относятся в частности: обеспечение проживающих в Поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Таким образом, обязанность создания маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан прямо предусмотрена Уставом сельского поселения. В связи с изложенным несостоятельным суд признает также довод административного ответчика о нарушении норм Бюджетного кодекса РФ.
Доводы административного ответчика о самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, вступают в противоречие с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации и указанных выше норм права, судом отклоняются.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что неисполнение административным ответчиком требований жилищного законодательства, создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, проживающих на территории Черемховского муниципального образования <адрес>, в связи с чем, исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности создать маневренный жилой фонд подлежат удовлетворению.
При этом, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о предоставлении административному ответчику для исполнения указанного решения срок в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая установленный срок разумным.
Ответчик в силу п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статей 177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>