Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2728/2023 ~ М-2393/2023 от 09.08.2023

Дело № 2а-2728/2023

УИД 86RS0007-01-2023-002026-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2023 года                              г. Нефтеюганск.

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Черненко Е.А., с участием представителей административного истца – Иванчиковой И.Н. и Зебницкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации города Нефтеюганска к Ветеринарной службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Ветслужба Югры), заинтересованное лицо ИП КФХ Уточкина Розалия Садретдиновна, о признании незаконным приказа об установлении ограничительных мероприятий (карантина) лейкоза крупного рогатого скота,

установил:

Администрация города Нефтеюганска (далее – Администрация) обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным приказ Ветслужба Югры № от 29.03.2023 «Об установлении ограничительных мероприятия (карантина) по лейкозу крупного рогатого скота на территории, расположенной по адресу: (адрес) крестьянское (фермерское) хозяйство Уточкиной Р.С», обязав последнюю устранить допущенные нарушения, путем определения территории (резервации) на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес) площадью 133 559 кв.м, с разрешенным использованием «животноводство», находящемся в собственности главы КФХ Уточкиной Р.С.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что в результате осмотра территории, на которой установлены указанные ограничительные мероприятия было установлено: отсутствие границы и ограждения, обеспечивающего недопущение проникновения на территорию диких животных и животных без владельцев, въезд не определён; присутствие собаки без привязи; отсутствуют выгульная площадка, дезинфекционные барьеры и навозохранилище; биотермическое обеззараживание навоза не проводится; животные находятся на беспривязном содержании. Также, имеющееся ангарное помещение, в которое заходят животные, не соответствует ветеринарным правилам: отсутствие естественной или принудительной вентиляции, освещения, секций (групповых клеток), стойл, боксов, индивидуальных клеток, проходов (кормовых, навозных, эвакуационных и служебных).

Кроме того, отсутствует: вода для поения; канализация; подстилочный материал кормушки и поилки, поверхность в помещении представляет собой слои мерзлого навоза, стены не устойчивы к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности.

Крупный рогатый скот находятся в неудовлетворительном состоянии, расположен на улице, не защищен от неблагоприятных погодных условий (ветра, осадков). Также на улице содержатся лошади, денники и стойла для лошадей отсутствуют.

Сено лежит на земле, его хранение осуществляется под открытым небом, навес отсутствует. Комбикорма также отсутствуют.

Инфицированные животные в количестве 2 голов (корова № № и бык № №) содержатся совместно с другими животными.

Между тем, земельным участком, на котором введены ограничительные мероприятия, Уточкина Р.С. пользуется без законных на то оснований. В настоящее время на стадии согласования находится проект постановления Администрации города Нефтеюганска «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд». При этом, у КФХ Уточкиной Р.С., в соответствии с заключенным с Администрацией города Нефтеюганска договором купли-продажи земельного участка от 28.10.2020 № имеется в собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 133 559 кв.м, расположенный по адресу: (адрес) с разрешенным использованием «животноводство», на территории которого, по мнению администрации, и должны быть установлены ограничительные мероприятия.

В судебном заседании представители административного истца требования административного иска поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.

Административный ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, в суд представлены письменные возражения на требования административного истца, в которых заявлено об отказе в удовлетворении административного иска.

Заинтересованное лицо ИП/КФХ Уточкина Р.С. в судебное заседание не явилась, заявив о рассмотрении дела в ее отсутствие и несогласии с административным иском.

Признав явку неявившихся в судебное заседание лиц необязательной, суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 9, 11 статьи 226 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статья 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" к основным задачам ветеринарии в Российской Федерации относит, в том числе реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства.

В силу пункта 1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 17 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, указанные в пункте 1 статьи 3.1 названного Закона (абзац 3). В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин) (абзац 6). Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (абзац 9).

Приказом Минсельхоза России от 19 декабря 2011 года N 476 утвержден "Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)" (далее также - Перечень болезней).

Пунктом 40 Приложения к Перечню болезней, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), отнесен «Лейкоз крупного рогатого скота».

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 марта 2021 года N 156 утверждены «Ветеринарные правила» (далее также – Ветеринарные правила № 156).

В соответствии с пунктом 28 Ветеринарных правил № 156, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении информации об установлении диагноза на лейкоз в течение 24 часов с момента установления диагноза на лейкоз должен:

направить на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

направить копию представления должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности или подведомственных им организаций в случае установления диагноза на лейкоз у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных указанным органам;

разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 29 названных Правил, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

Решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии.

Согласно пункту 30 Ветеринарных правил № 156 в решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определены:

- место нахождения источника и факторов передачи возбудителя в тех границах, в которых возможна его передача восприимчивым животным (далее - эпизоотический очаг);

- территория, предназначенная для содержания инфицированных восприимчивых животных, в условиях, исключающих их контакт с другими восприимчивыми животными (далее - резервация), если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных восприимчивых животных либо количество инфицированных восприимчивых животных составляет 5% и более процентов от общего количества восприимчивых животных;

- территория вокруг эпизоотического очага, радиус которой составляет от 1 км до 5 км от границ эпизоотического очага и зависит от эпизоотической ситуации, ландшафтно-географических особенностей местности, хозяйственных, транспортных и других связей между хозяйствами, расположенными на указанной территории (далее - неблагополучный пункт).

Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте и резервации (пункт 32 Ветеринарных правил № 156).

Судом установлено, что приказом Ветслужбы Югры № 23-Пр-83-ОД от 29.03.2023, на земельном участке, находящемся в пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства Уточкиной Р.С., расположенном по адресу: (адрес) с 29.03.2023 установлены ограничительные мероприятия (карантин) по лейкозу крупного рогатого скота до принятия решения об их отмене. Неблагополучным пунктом определена территория радиусом один километр от границ эпизоотического очага. Определена резервацией территория, предназначенная для содержания инфицированных восприимчивых животных в условиях, исключающих их контакт с другими восприимчивыми животными, а также введены, следующие ограничительные мероприятия (карантин):

в эпизоотическом очаге запрещается: вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты или вывоза восприимчивых животных в резервацию; посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом; сбор, обработка, хранение, вывоз и использование спермы, яйцеклеток и эмбрионов для искусственного осеменения животных, а также использование быков-производителей для случки; совместное содержание в помещениях или на выгульных площадках инфицированных, больных и здоровых восприимчивых животных; совместное доение больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных; использование для доения больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных одних и тех же доильных аппаратов, не прошедших дезинфекцию в соответствии с абзацем третьим пункта 39 Ветеринарных правил №; сбор в общую емкость молока при доении больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных; получение крови от животных-продуцентов; использование больных, инфицированных восприимчивых животных и полученного от них приплода для воспроизводства стада; использование молозива от больных, инфицированных коров для выпойки телят; проведение отелов здоровых, больных и инфицированных восприимчивых животных в одном помещении (родильном отделении); совместный выпас больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных;

2) в неблагополучном пункте запрещается проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других мероприятий, связанных с перемещением восприимчивых животных;

3)     в резервации запрещается: вывоз (вывод) больных и инфицированных восприимчивых животных за исключением вывоза больных и инфицированных восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты; контакт инфицированных восприимчивых животных с другими животными; сбор в общую емкость молока при доении инфицированных и больных восприимчивых животных; сбор, обработка, хранение, вывоз и использование спермы, яйцеклеток и эмбрионов для искусственного осеменения животных, сбор крови или сыворотки крови для производства биологических препаратов, а также использование быков-производителей для случки коров и телок.

Также приказано информировать население и главу муниципального образования город Нефтеюганск о возникновении эпизоотического очага.

Административным истцом не оспаривается и подтверждается доводами административного искового заявления факт выявления на территории (адрес) на земельном участке, находящемся на момент вынесения оспариваемого приказа в пользовании ИП/КФХ Уточкиной Р.С. для содержания крупного рогатого скота, эпизоотического очага лейкоза крупного рогатого скота.

Поскольку оспариваемый приказ вынесен Ветслужбой Югры в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» и Ветеринарными правилами № 156, в целях предупреждения дальнейшего распространения и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота на территории, где данное заболевание было выявлено, оснований для признания его незаконным суд не усматривает.

Суд также принимает во внимание, что оспариваемый приказ вынесен с соблюдением полномочий административного ответчика и порядка его вынесения, установленного Ветеринарными правилами, при наличии на то оснований и в строгом соответствии с указанными нормативными правовыми актами.

Тот факт, что земельный участок, где был выявлен эпизоотический очаг лейкоза крупного рогатого скота, находился (находится) во владении заинтересованного лица Уточкиной Р.С. без законных на то оснований правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку ограничительные мероприятия вводятся на той территории, где данный очаг был выявлен, в целях предупреждения его дальнейшего распространения и ликвидации.

При таких обстоятельствах, настоящий административный иск удовлетворен быть не может, поскольку отсутствует совокупность условий, установленных статьей 226 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29.03.2023 № ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 14.09.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2728/2023 ~ М-2393/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г. Нефтеюганска
Ответчики
Ветеринарная служба ХМАО-Югры
Другие
ИП Уточкина Рузалия Садретдиновна
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Фоменко Игорь Иванович
Дело на сайте суда
uganskray--hmao.sudrf.ru
09.08.2023Регистрация административного искового заявления
11.08.2023Передача материалов судье
14.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2023Подготовка дела (собеседование)
23.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее