25RS0001-01-2023-005270-19
Дело № 2а-4373/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2023 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока
в составе судьи Юлбарисовой С. А.
при ведении протокола помощником судьи Рубан А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю к Гройсбергу Эдуарду Александровичу о взыскании недоимки по налогу, страховым взносам, пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (далее в том числе – Межрайонная ИФНС России № 15 по Приморскому краю, Инспекция) обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что Гройсберг Э. А. имеет статус адвоката, что является основанием для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование. Также в 2017 году он владел на праве собственности транспортными средствами, что явилось основанием для начисления соответствующего налога. Административному ответчику начислен транспортный налог за 2017 год, а также начислены страховые взносы за 2018 год. В установленные сроки налог и взносы уплачены не были, в связи с чем произведено начисление пеней. Гройсбергу Э. А. направлялось требование об уплате налогов, взносов и пеней, которое не было исполнено. В настоящий момент задолженность не погашена, пени не выплачены. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № 15 по Приморскому краю просит взыскать с Гройсберга Э. А. недоимки на общую сумму 14 704,62 руб.: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), за 2018 год: пени в размере 520,27 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2017 год: налог в размере 13 980 руб., пени в размере 204,35 руб.
Одновременно с подачей административного иска налоговым органом предъявлено ходатайство о восстановлении срока на предъявление заявления о взыскании задолженности. В его обоснование указано на наличие массовой системной ошибки, которая не позволяла сформировать заявление о вынесении судебного приказа.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом (л. д. 31, 44). Причины его неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Административный ответчик в судебное заседание также не явился. О месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом (л. д. 31, 32, оборот обложки дела). Причины его неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Ранее Гройсбергом Э. А. представлены письменные возражения на административный иск, в которых указано, что транспортный налог за 2017 год в размере 13 980 руб. уплачен им через сайт «Госуслуги» 15.05.2019. Кроме того, Инспекцией без уважительных причин пропущен срок для взыскания задолженностей в судебном порядке (л. д. 36-43).
Поскольку представитель административного истца, административный ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, в процесс не явились, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд, в силу положений статьи 150, части 2 статьи 289 КАС РФ, счел возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся представителя Инспекции, Гройсберга Э. А.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что ходатайство Межрайонной ИФНС России № 15 по Приморскому краю о восстановлении пропущенного срока не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в частности, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Частью 4 статьи 289 КАС РФ определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 70 НК РФ (здесь и далее положения НК РФ приведены в редакции, действовавшей по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из содержания материалов дела следует, что административному ответчику направлялось требование № 1798 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 30.01.2019 на общую сумму 14 184,35 руб. со сроком исполнения до 19.03.2019 (л. д. 14, 15).
При выставлении данного требования общая сумма недоимки и пеней, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3 000 руб. Следовательно, при установлении срока, в течение которого налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам и пеней, надлежит руководствоваться положениями абзацев первого и второго пункта 2 статьи 48 НК РФ.
С учетом изложенного шестимесячный срок на обращение в суд подлежит исчислению с момента истечения срока, предоставленного Гройсбергу Э. А. для добровольного исполнения требования № 1798.
Таким образом, шестимесячный срок на обращение в суд, в соответствии с положениями абзацев первого и второго пункта 2 статьи 48 НК РФ, в рассматриваемом случае истек 19.09.2019.
Как установлено судом, судебный приказ по делу № 2а-1406/2019 о взыскании с Гройсберга Э. А. недоимки по транспортному налогу, страховым взносам и пеней вынесен мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Владивостока 28.06.2019, то есть в пределах вышеназванного срока (л. д. 17).
Судом установлено, что судебный приказ от 28.06.2019 отменен определением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Владивостока от 18.10.2019 (л. д. 18).
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Рассматриваемый административный иск направлен в суд 30.06.2023 (л. д. 3, 21), то есть за пределами установленного абзацем вторым пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячного срока, исчисляемого с момента отмены судебного приказа, который истек 18.04.2020.
Таким образом, установленный законом шестимесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд административным истцом пропущен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его определении от 26.10.2017 № 2465-О, пункт 3 статьи 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В определении от 08.02.2007 № 381-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с административным иском, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного суд находит возможным вынести решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Руководствуясь частью 5 статьи 180, статьей 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.10.2023.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░