Копия
Дело № 2а-320/2021
УИД 66RS0039-01-2021-000431-19
Мотивированное решение составлено 17 июня 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижние Серги 04 июня 2021 года
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Ильиной А.А.,
с участием представителя административного истца С.Е.В. – С., действующего на основании доверенности №-юр от ДД.ММ.ГГГГ, ордера СОГА № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика администрации Бисертского городского округа Л., действующего на основании доверенности № отДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания Ильиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Нижнесергинского районного суда административное дело по административному исковому заявлению С.Е.В. к администрации Бисертского городского округа о признании незаконным бездействия по пересмотру расчета арендной платы на 2021 год, обязании произвести перерасчет арендной платы на 2021 год с учетом нормативных актов органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
С.Е.В. обратилась в Нижнесергинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации Бисертского городского округа о признании незаконным и необоснованным бездействие по пересмотру расчета арендной платы на 2021 год за пользование земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 220,00 кв.м.
В обоснование административных исковых требований С.Е.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и администрацией Бисерсткого городского округа без проведения торгов был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 220,00 кв.м., сроком на 5 лет. Срок окончания действия договора истекает ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2 «Расчета арендной платы» (приложение № к договору) исходными данными для расчета являются: кадастровая стоимость земельного участка - 1 103 768 руб. 60 коп., ставка арендной платы – 1 %. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена кадастровая стоимость арендованного ею земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 272 025 руб. 60 коп. Уведомлением № ей был предоставлен расчет арендной платы на 2021 год с увеличением размера ставки арендной платы до 5,46 % в соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. С данным расчетом не согласна, так как считает, что он не основывается на требованиях закона. В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Пунктом 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации определены следующие категории земель: земли, находящихся в федеральной собственности, - Правительства Российской Федерации; земли, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земли, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органов местного самоуправления; земли, находящихся в частной собственности. Согласно п. 2 указанной статьи категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с условиями договора аренды земельного участка администрация Бисертского городского округа выступает как сторона сделки самостоятельно, осуществляющая свои права и несущая возникающие из договора обязанности, а также учитывая, что п. 1.3 договора категория земельного участка определена как категория земель населенных пунктов, в связи с чем арендованный ею земельный участок является землями, находящимися в муниципальной собственности, что также подтверждается присвоением земельному участку почтового адреса, а также информацией содержащейся в публичной кадастровой карте. Постановлением Правительства Свердловской области от 19.03.2020 внесены изменения в ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 № 1855-ПП. В соответствии с подп. 9 п. 1 указанного постановления внесены изменения в ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Бисертского городского округа. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.12.2020 № 4365 данная ставка арендной платы для разрешенного использования под магазин составляет 5,46 %. Данные нормативные акты не имеют отношения к возникшим между ней и административным ответчиком по следующим основаниям. Данные правовые акты направлены на регулирование арендных отношений категории земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации на территории Бисертского городского округа Свердловской области и в отношении земельных участки, право государственной собственности на которые не разграничено. Арендованный земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером <данные изъяты>, ему присвоен почтовый адрес. Согласно п. 1.5 договора земельного участка границы земельного участка определены на плане (приложение № к договору). Тем самым, предоставленный ей в аренду земельный участок является собственностью Бисертского городского округа и не является земельным участком право государственной собственности на который не разграничено, а, следовательно, ставка арендной платы в размере 5,46 % при расчете арендной платы применяться не должна. В соответствии с п. 3 ст. 39.7. Земельного кодекса Российской Федерации определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Бисертского городского округа с заявлением произвести перерасчет арендной платы, на что 24.02.2021ей был дан ответ о том, что расчеты арендной платы за пользование земельным участком производятся в соответствии с действующим областным законодательством, применяемым к землям находящимся в государственной собственности или к землям право государственной собственности на которые не разграничено. Перерасчет в соответствии с ее доводами произведен не был.
В дальнейшем административные исковые требования были дополнены, административный истец С.Е.В. просила также суд обязать административного ответчика произвести перерасчет арендной платы за спорный земельный участок на 2021 год с учетом нормативных актов администрации Бисертского городского округа.
В судебное заседание административный истец С.Е.В. не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Представитель административного истца С.Е.В. по доверенности С. в судебном заседании административные исковые требования с учетом дополнения поддержал по основаниям, изложенным в тексте административного иска. Пояснил, что доказательств того, что областное правительство предоставило свои земли городскому округу не имеется. Есть нормативный акт, что городское правительство передало земельный участок Бисертскому городскому округу. В выписке имеются сведения о том, что это земли населенных пунктов, сведений о разграничении не имеется. В 2019 году арендная плата составляла 12 451 руб. 71 коп., в 2020 году – 12 825 руб., в 2021 году – 15 402 руб. 14 коп. С.Е.В. полагает, что должны быть местные расчеты, а не по областным нормативам. Свой расчет предоставить не имеет возможности, поскольку нет нормативных актов по Бисертскому городскому округу о расчете аренды. Ранее расчет производился по-другому, коэффициент на коэффициент не умножался. Не представлено доказательств, что именно этот земельный участок был передан в распоряжение администрации Бисертского городского округа для заключения договоров аренды. Не учтено, что С.Е.В. является предпринимателем в области общественного питания, пострадала от пандемии. Законодательными актами предусмотрено, что в связи с этим по соглашению с арендатором может быть снижена ставка арендной платы или предоставлена отсрочка арендной платы.
Представитель административного ответчика администрации Бисертского городского округа по доверенности Л. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что было принято Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении порядка утверждения размера арендной платы за земельные участки». В соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ставка арендной платы. Расчеты арендной платы были произведены на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку разграничения данный земельный участок не имеет. Право собственности на данный земельный участок Бисертским городским округом не оформлялось. Администрацией Бисертского городского округа не принимается никаких нормативно-правовых актов, если земельный участок не разграничен. На сегодняшний день он не имеет собственника. Расчет арендной платы производится на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории <адрес> и предоставленные в аренду без торгов». Ранее расчет производился на основании Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП. Ставки арендной платы утверждены приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении на 2021 год коэффициента увеличения, подлежащего применению для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории <адрес> и предоставленные в аренду без торгов». У С.Е.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность по арендной плате в размере 114 841 руб. В 2021 году были произведены платежи ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 000 руб. Задолженность по настоящее время не погашена. В адрес С.Е.В. было направлено два уведомления, на сумму 14 852 руб. 60 коп., в котором был произведен расчет арендной платы без применения коэффициента, на сумму 15 402 руб., в связи с перерасчетом арендной платы с применением коэффициента. Федеральный закон № отменяется, но действует до ДД.ММ.ГГГГ. Формула указана в Постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП. Договор аренды земельного участка с С.Е.В. заключался не как с индивидуальным предпринимателем, а как с физическим лицом, в связи с чем применение законодательства о снижении ставки арендной платы или отсрочки невозможны. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом (л.д. 69), о причинах своей неявки суд не известил, отзыв не представил.
Изучив доводы административного искового заявления, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положения п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из анализа приведенных норм права следует, что для признания решения незаконным необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Исходя из положений п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, согласно котором порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Судом установлено и следует из материалов данного административного дела, что между администрацией Бисертского городского округа, в лице главы Бисертского городского округа С., как арендодателем и С.Е.В., как арендатором, заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13), в соответствии с которым арендатору С.Е.В. предоставлен в аренду земельный участок, общей площадью 220,0 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, категорию земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, с разрешенным использованием под строительство магазина.
Настоящий договор заключен сроком на 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 5.1 договора расчет арендной платы производится в соответствии с действующим законодательством и оформляется в виде приложения к настоящему договору, являясь его неотъемлемой частью.
В соответствии с п. 5.2 договора размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке на основании изменения федеральных и областных нормативных актов, актов органов местного самоуправления. При изменении арендной платы оформляется новый расчет, который является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть настоящего договора.
Согласно п. 5.3 арендная плата вносится арендатором один раз в год не позднее 1 декабря текущего года. Не позднее трех дней после оплаты арендатор представляет копии платежных поручений арендодателю.
Из расчета арендной платы, произведенного на момент заключения договора арендной платы, следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляла 1 103 768 руб. 60 коп., ставка арендной платы – 1 %.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена кадастровая стоимость арендованного С.Е.В. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 272 025 руб. 60 коп., что не оспаривалось сторонами.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный земельный участок правообладателя не имеет и не разграничен, ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрации права аренды за С.Е.В. (л.д. 65-68).
Уведомлением № до С.Е.В. доведена информация о расчете арендной платы за земельный участок по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ с января 2021 года, согласно которому расчет произведен по ставке арендной платы, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции № от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории <адрес> и предоставленные в аренду без торгов», арендная плата за январь составила 14 852 руб. 60 коп. (л.д. 79), с чем не согласилась административный истец С.Е.В. и обратилась с настоящим административный исковым заявлением в суд.
Однако, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории <адрес> и предоставленные в аренду без торгов» с ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории <адрес> и предоставленные в аренду без торгов.
В связи с изданием вышеназванного Постановления Правительства, Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, которым ранее был установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы и ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территории <адрес>, прекратил своей действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 данного Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории <адрес> и предоставленные в аренду без торгов, согласно которому в соответствии с видом предоставленного С.Е.В. в аренду земельного участка – под строительство магазина, ставка арендной платы равна 5,46 %.
Согласно Приказу Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден коэффициент развития в размере 0,36 для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории <адрес> и предоставленные в аренду без торгов для строительства объектов на период до окончания срока действия разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом.
Однако по сведениям администрации Бисертского городского округа административный истец С.Е.В. с заявление о разрешении на строительство не обращалась, что не оспаривалось сторонами, в связи с чем данный коэффициент по отношению к ней не применим.
Таким образом, принимая во внимание установленные в судебном обстоятельства административного дела и оценивая совокупность имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что права административного истца С.Е.В. бездействием администрации Бисертского городского округа не нарушены, выразившиеся в не перерасчете арендной платы на 2021 год за пользование земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>, р.<адрес>, поскольку административным ответчиком администрацией Бисертского городского округа произведен расчет на 2021 год арендной платы, в связи с изменениями ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденных Приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от 26.12.20202 №, начало действия которых – с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, перерасчет арендной платы предусмотрен п. 5.2 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке на основании изменения федеральных и областных нормативных актов, актов органов местного самоуправления. При изменении арендной платы оформляется новый расчет, который является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть настоящего договора. О перерасчете арендной платы на 2021 год, произведенным административным ответчиком, С.Е.В. была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78).
Таким образом, судом не усматривается совокупности оснований, предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований, при этом суд также учитывает, что административным истцом в нарушение положений п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства нарушенных прав, свобод и законных интересов оспариваемым бездействием административного ответчика.
В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть также подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, среди прочего, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Срок обращения с настоящим административным исковым заявлением административным истцом С.Е.В. не пропущен, поскольку уведомление о расчете ей арендной платы за арендуемый земельный участок на 2021 год ею получено ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику о перерасчете, в феврале 2021 года ею получен ответ, которым ей отказано в перерасчета арендной платы, административный иск подан в суд в марте 2021 год.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░